Сегодня такие компании, как Xbox, Burger King объединяются с некоторыми учёными, чтобы сниться вам: они хотят добавить свою рекламу в ваши сновидения. На этой неделе около 40 исследователей сна написали коллективное письмо, призывающее к регуляции рекламного манипулирования во снах.
«Включение рекламы во сны – это не забавный трюк, а скользкая дорожка с реальными последствиями» - написали они. «Наши сны не должны стать очередной площадкой для корпоративной рекламы».
Управление снами (dream incubation), в которых люди используют изображения, звуки и другие сенсорные сигналы, чтобы формировать свои сновидения – это давняя история. Люди Древнего мира изобретали ритуалы и техники, чтобы намеренно изменять содержания своих снов. Для этого они использовали медитации, рисование, молитвы и даже наркотики. Болеющие древние греки спали на глиняных кроватях в храмах бога Асклепия, в надежде попасть в энкоймесис – состояние сновидения, которое их вылечит.
Современные учёные открыли множество новых возможностей. Сегодня учёные знают, в какой момент сна происходит бОльшая часть наших сновидений. Это стадия REM – фаза быстрого движения глаз. Учёные также показали, что внешние стимулы, например, звуки, запахи, свет, речь, могут влиять на сны. А в этом году учёные исследовали людей, практикующих осознанные сновидения: они задавали им вопросы и заставляли решать математические задачи во время сна.
Учёные выяснили, что люди особенно уязвимы для внушения во время сна. Один учёный – Адам Хаар – изобрёл перчатку, которая отслеживает структуру сновидения и помогает владельцам видеть конкретные предметы, воспроизводя звуковые сигналы во время определённой стадии сна. Он сказал, что с ним связывались три компании за последние два года, включая Microsoft и две авиакомпании, которые просили его помочь внедрить свои продукты во сны. Он помог одному проекту, связанному с игрой, но говорит, что ему не было комфортно участвовать в рекламных кампаниях.
Другой учёный – Дирдра Барретт – тоже была атакована компаниями. В 1993 году она попросила 66 студентов выбрать личную или академическую проблему и думать о ней в течение недели перед сном. В конце исследования, почти половина студентов отметила, что видела сны, относящиеся к проблеме. Похожая работа была проделана в 2000 году. Учёные из Гарварда попросили людей играть несколько часов подряд в тетрис в течение трёх дней. Они обнаружили, что почти 60% испытуемых видели сны об этой игре.
В этом году Барретт сотрудничала с Molson Coors Beverage Company. Она помогала им создать рекламу, которая шла во время Суперкубка. Следуя её инструкциям, Coors создала рекламу с водопадами, горами и своим пивом, набрала 18 испытуемых и показывала им эту рекламу прямо перед сном. Пятеро испытуемых сообщили, что им снилось пиво Coors.
Барретт сказала, что это не было настоящим экспериментом. Она также считает, что такая рекламная стратегия будет иметь небольшой эффект, а традиционная реклама принесёт компании больше пользы.
Это не значит, что эффект от влияния рекламы на сновидения не станет сильнее. Учёные считают, что компании будут бороться за сновидения, а большинство людей даже не узнают об этом.
Учёные, написавшие письмо, считают, что пока не разработаны законы, контролирующие рекламу во сне, компании могут однажды начать использовать умных голосовых помощников, чтобы влиять на наши сны и поведение.
«Легко представить, как умные говорящие колонки, которые есть в спальнях 40 миллионов американцев, станут инструментом пассивной, бессознательной ночной рекламы с нашего разрешения или без него» - говорится в письме учёных.
К этой ситуации нужно готовиться.
Оригинал статьи (на английском)