1,9K подписчиков

Минойская цивилизация.Часть 24: Жертвоприношения и праздники Минойского Крита.

252 прочитали

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и оплодотворения летом, созревания – осенью, умирания – зимой.

Природный цикл лежит в основе всех религиозных мифов, рассказанных по-разному различными народами, неизменным в мифах остаётся одно – жизнь побеждает, пройдя все этапы природного цикла от рождения, жизни, смерти, до нового рождения.

 Фреска на саркофаге из Агиа Триады обряд жертвоприношения быка, лежащего связанным на алтаре. Под алтарём — две козы.
Фреска на саркофаге из Агиа Триады обряд жертвоприношения быка, лежащего связанным на алтаре. Под алтарём — две козы.
Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-2

На фреске саркофага, найденного на Крите изображена сцена жертвоприношения на алтарь Великой богини Матери. Возможны были и «кровавые» жертвы — кровь жертвенных животных — собак далматинцев, или белого быка. Вино подносили в особых ритуальных сосудах (ритон) искусно сделанных в виде бычьего рога козы Амалтеи — «рог изобилия».

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-3

В изящных ритуальных сосудах, сделанных в виде керамических корзин, и украшенных изображениями двусторонних топоров-лабрисов на алтарь приносили бескровные жертвы в виде зерна пшеницы и ржи, вина в ритуальных ритонах.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-4

Религиозные обряды в минойском обществе острова Крит совершали в радостной и праздничной атмосфере. Возможно, минойцы так праздновали начало нового солнечного цикла — рождение молодого Солнца, или Рождество.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-5

Жители Крита устраивали пышные церемонии, шествия под музыку, с громкоголосым пением и танцами, отгоняя страх смерти, несли дары своей богине Матери, чтобы умилостивить силы природы, бога Посейдона.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-6
Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-7

Многие религиозные обряды Минойской цивилизации острова Крит впоследствии перешли к жителям материковой части Эллады, конечно, с изменениями и дополнениями в соответствии с новым мифотворчеством.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-8

В минойской религиозной культуре составным элементом культа Зевса, Тано (Посейдон) и великой Матери богов Реи, были весёлые празднества и спортивные состязания гимнастов в прыжках через быка, состязания атлетов — мужчин и женщин.

Вероятно, для предотвращения или прекращения землетрясения на Крите — служили смертельные обрядовые игры с быком, посвящённые богам.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-9

Самым важным и в то же время самым опасным из культовых игр-обрядов был обряд тавромахии.

Тавромахия

Ефремов так описывает тавромахию:

священная и смертельно опасная игра с особой породой гигантских быков, выведенных на Крите и ныне исчезнувших. /…/ Длиннорогие пятнистые быки олицетворяли сокрушительного Колебателя Земли Посейдона», от гнева или милости которого зависело благополучие и жизнь минойцев.
Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-10
«Девушки-таврополы представляли главных действующих лиц в этом священном ритуале, древний, позднее утраченный смысл которого заключался в победе женского начала над мужским, богини-матери над временным своим супругом. Мощь грозного животного растрачивалась в танце – борьбе с невероятно быстрыми прыгунами-девушками и юношами, специально подготовленными для балета смерти знатоками сложного ритуала. Критяне верили, что этим отводится гнев бога, медленно и неумолимо зреющий в недрах земли и моря».
Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-11

Учёный Рейнольдс Хиггинс описывает этот обряд как командную игру:

«Молодые мужчины и женщины, разделившись на команды, по очереди старались схватить за рог нападающего быка и запрыгнуть ему на спину».
Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-12

Такого равноправия и партнёрства между женщинами и мужчинами, как в минойской культуре Крита, не было ни в  культуре Месопотамии, ни в культуре Египта, ни в Древнегреческой культуре.

Историк Райан Айслер добавляет: «Равноправное партнерство между женщинами и мужчинами, характерное для минойского общества, нигде, наверное, не проявлялось так ярко, как в этих священных играх с быками, когда молодые женщины и мужчины выступали вместе и вверяли друг другу свою жизнь. Эти ритуалы, сочетавшие в себе возбуждение, мастерство и религиозный пыл, также стали характерными для минойского духа и по другой важной причине: они были рассчитаны не только на личное удовольствие или спасение, но и на то, чтобы просить божественные силы о благополучии для всего общества».

Где были святилища?

Многие помещения Кносского дворца царя Миноса на Крите были явно не предназначены ни для хозяйственных нужд, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний.

Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние капеллы и т. п.

Сама архитектура Кносского царского дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-14

По существу, Кносский дворец на Крите представлял собой не что иное, как огромное святилище, дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.

Можно предположить, что царь Минос — властитель Кносса — был и верховным жрецом, тогда как царица — его супруга — занимала положение верховной жрицы среди жриц Великой богини — «владычицы».

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-15

Сакральный (священный) узел из фаянса на алтаре был религиозным символом связи жителей минойского Крита со своей Великой богиней-Матерью.

Женщины-жрицы минойского Крита были предсказательницами. Обряд предсказания запечатлён в глиняной скульптурной композиции.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-16

Жрица-предсказательница стоит в маленьком склепе, подобном пещере, за закрытой дверью. Вопрошающие жрицу двое людей находятся на крыше, и задают вопросы и слушают ответы жрицы через отверстие в крыше.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-17

Как считают многие учёные, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке, как «теократия», представляющая собой вид монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Особа царя считалась «священной» и царская власть — неприкосновенной. Даже лицезрение царя Крита было запрещено простым смертным гражданам. Этим можно объяснить то обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного изображения царской персоны.

Вся жизнь царя и его домочадцев была регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Крита были жрецами, они не просто жили и правили в Кносском дворце, они священнодействовали.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-18

«Святая святых» Кносского дворца, место, где царь-жрец «снисходил» до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела, — это его тронный зал. Прежде чем обратиться к царю в тронном зале, необходимо было совершить ритуальное омовение в чаше, чтобы показать чистоту своих помыслов. Вдоль стен тронного зала стоят каменные скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносского дворца.

Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и-19

Стены тронного зала расписаны красочными фресками, изображающими грифонов, стерегущих сокровища — фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в царственных позах по обе стороны от трона, оберегая владыку Крита от всяких бед и невзгод.

Мы уже создали большой цикл статей о культуре минойцев : фресках , глиптике , резьбе по камню , ювелирных украшениях , керамике , музыке , одежде , оружии , танце, матриархате , талассократии и пчёлах Персефоны, Атлантиде, весне и цветах, статуях, еде, а также о Мифе о Дедале, Кносском дворце, обществе и экономике, катастрофу на крите, расцвет крита, а также о религии - первая и вторая части.

Если понравилась статья, обязательно ставьте лайк и пишите комментарии и конечно, переходите в наше сообщество в VK.