Женское начало в религии Минойского Крита выступает как символ вечно живой природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и оплодотворения летом, созревания – осенью, умирания – зимой.
Природный цикл лежит в основе всех религиозных мифов, рассказанных по-разному различными народами, неизменным в мифах остаётся одно – жизнь побеждает, пройдя все этапы природного цикла от рождения, жизни, смерти, до нового рождения.
На фреске саркофага, найденного на Крите изображена сцена жертвоприношения на алтарь Великой богини Матери. Возможны были и «кровавые» жертвы — кровь жертвенных животных — собак далматинцев, или белого быка. Вино подносили в особых ритуальных сосудах (ритон) искусно сделанных в виде бычьего рога козы Амалтеи — «рог изобилия».
В изящных ритуальных сосудах, сделанных в виде керамических корзин, и украшенных изображениями двусторонних топоров-лабрисов на алтарь приносили бескровные жертвы в виде зерна пшеницы и ржи, вина в ритуальных ритонах.
Религиозные обряды в минойском обществе острова Крит совершали в радостной и праздничной атмосфере. Возможно, минойцы так праздновали начало нового солнечного цикла — рождение молодого Солнца, или Рождество.
Жители Крита устраивали пышные церемонии, шествия под музыку, с громкоголосым пением и танцами, отгоняя страх смерти, несли дары своей богине Матери, чтобы умилостивить силы природы, бога Посейдона.
Многие религиозные обряды Минойской цивилизации острова Крит впоследствии перешли к жителям материковой части Эллады, конечно, с изменениями и дополнениями в соответствии с новым мифотворчеством.
В минойской религиозной культуре составным элементом культа Зевса, Тано (Посейдон) и великой Матери богов Реи, были весёлые празднества и спортивные состязания гимнастов в прыжках через быка, состязания атлетов — мужчин и женщин.
Вероятно, для предотвращения или прекращения землетрясения на Крите — служили смертельные обрядовые игры с быком, посвящённые богам.
Самым важным и в то же время самым опасным из культовых игр-обрядов был обряд тавромахии.
Тавромахия
Ефремов так описывает тавромахию:
священная и смертельно опасная игра с особой породой гигантских быков, выведенных на Крите и ныне исчезнувших. /…/ Длиннорогие пятнистые быки олицетворяли сокрушительного Колебателя Земли Посейдона», от гнева или милости которого зависело благополучие и жизнь минойцев.
«Девушки-таврополы представляли главных действующих лиц в этом священном ритуале, древний, позднее утраченный смысл которого заключался в победе женского начала над мужским, богини-матери над временным своим супругом. Мощь грозного животного растрачивалась в танце – борьбе с невероятно быстрыми прыгунами-девушками и юношами, специально подготовленными для балета смерти знатоками сложного ритуала. Критяне верили, что этим отводится гнев бога, медленно и неумолимо зреющий в недрах земли и моря».
Учёный Рейнольдс Хиггинс описывает этот обряд как командную игру:
«Молодые мужчины и женщины, разделившись на команды, по очереди старались схватить за рог нападающего быка и запрыгнуть ему на спину».
Такого равноправия и партнёрства между женщинами и мужчинами, как в минойской культуре Крита, не было ни в культуре Месопотамии, ни в культуре Египта, ни в Древнегреческой культуре.
Историк Райан Айслер добавляет: «Равноправное партнерство между женщинами и мужчинами, характерное для минойского общества, нигде, наверное, не проявлялось так ярко, как в этих священных играх с быками, когда молодые женщины и мужчины выступали вместе и вверяли друг другу свою жизнь. Эти ритуалы, сочетавшие в себе возбуждение, мастерство и религиозный пыл, также стали характерными для минойского духа и по другой важной причине: они были рассчитаны не только на личное удовольствие или спасение, но и на то, чтобы просить божественные силы о благополучии для всего общества».
Где были святилища?
Многие помещения Кносского дворца царя Миноса на Крите были явно не предназначены ни для хозяйственных нужд, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний.
Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние капеллы и т. п.
Сама архитектура Кносского царского дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой.
По существу, Кносский дворец на Крите представлял собой не что иное, как огромное святилище, дворец-храм, в котором все обитатели, включая самого царя, выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.
Можно предположить, что царь Минос — властитель Кносса — был и верховным жрецом, тогда как царица — его супруга — занимала положение верховной жрицы среди жриц Великой богини — «владычицы».
Сакральный (священный) узел из фаянса на алтаре был религиозным символом связи жителей минойского Крита со своей Великой богиней-Матерью.
Женщины-жрицы минойского Крита были предсказательницами. Обряд предсказания запечатлён в глиняной скульптурной композиции.
Жрица-предсказательница стоит в маленьком склепе, подобном пещере, за закрытой дверью. Вопрошающие жрицу двое людей находятся на крыше, и задают вопросы и слушают ответы жрицы через отверстие в крыше.
Как считают многие учёные, на Крите существовала особая форма царской власти, известная в науке, как «теократия», представляющая собой вид монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Особа царя считалась «священной» и царская власть — неприкосновенной. Даже лицезрение царя Крита было запрещено простым смертным гражданам. Этим можно объяснить то обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного изображения царской персоны.
Вся жизнь царя и его домочадцев была регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Крита были жрецами, они не просто жили и правили в Кносском дворце, они священнодействовали.
«Святая святых» Кносского дворца, место, где царь-жрец «снисходил» до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела, — это его тронный зал. Прежде чем обратиться к царю в тронном зале, необходимо было совершить ритуальное омовение в чаше, чтобы показать чистоту своих помыслов. Вдоль стен тронного зала стоят каменные скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносского дворца.
Стены тронного зала расписаны красочными фресками, изображающими грифонов, стерегущих сокровища — фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в царственных позах по обе стороны от трона, оберегая владыку Крита от всяких бед и невзгод.
Мы уже создали большой цикл статей о культуре минойцев : фресках , глиптике , резьбе по камню , ювелирных украшениях , керамике , музыке , одежде , оружии , танце, матриархате , талассократии и пчёлах Персефоны, Атлантиде, весне и цветах, статуях, еде, а также о Мифе о Дедале, Кносском дворце, обществе и экономике, катастрофу на крите, расцвет крита, а также о религии - первая и вторая части.
Если понравилась статья, обязательно ставьте лайк и пишите комментарии и конечно, переходите в наше сообщество в VK.