Пламенный привет всем покорителям бездорожья, а особенно тем, кто форсирует сложно-сочинённые дебри на старой-доброй Ниве (Шеви Ниве)! Сегодня предлагаю уделить внимание палкам, они же полуоси или приводные валы.
Если говорить об отличии полуосей на разные модификации машины Нива друг от друга, то в одном предложении можно сформулировать это так – разница в габаритах, конструктиве, прочности.
Длинные и короткие
Прежде всего, нужно понимать, что полуоси на ВАЗ-2121 ставили даже с завода разные. Серийные машины в Тольятти примерно до 2004 года оснащали «узким» задним мостом, который комплектовался единственными – короткими приводными валами. Их длина 737 мм.
К 2009 с появлением Нива Шевроле конструкцию моста обновили, он стал шире, палки привода, соответственно, чуть удлинили. Попутно, как мы все помним, изменилась схема крепления задних амортизаторов, но сейчас речь не о них.
Добавилось немного – всего-то 10 мм, но для тех, кто пробует «воткнуть» залежавшиеся палки в Ниву нового образца этот сантиметр вовсе не покажется чем-то незначительным – старая конструкция полуосей точно не подойдёт на новый автомобиль!
Был ещё Мост-21214, он же М-мост и мост для автомобиля ВАЗ-2120 «Надежда», но оба этих узла комплектовали ровно такими же полуосями, какие ставили на Шниву.
Конструктивные особенности по нагрузке на изгиб
С конструктивными различиями полуосей чуть сложнее. Тут помимо полностью разгруженной палки привода, свободной от нагрузки на изгиб, и являющейся, по сути, обычным стальным валом, существует ещё два варианта:
- Это полузагруженная полуось, которой такой оснащают серийные наши с вами любимые отечественные внедорожники Нива и Нива Шевроле.
- А ещё есть в природе разгруженный на три четверти вал привода. Эта полуось снабжена уже двухрядным подшипником, на который перенесена существенная доля нагрузок на изгиб. Ещё конструкция разборная и имеет две шлицевые части – по аналогии с палками провода между редуктором и передними колёсами Нивы.
Прочнее, ещё прочнее!
На самом деле, даже серийные шестерёнки, зубчатые колёса и валы со шлицевыми законцовками изготавливают из отличной 40-стали. В ней около 0,4% углерода. Эта нелегированная специальная сталь, в общем, отлично подходит для деталей, от которых требуется высокая твёрдость и износостойкость.
Однако когда человек готовит машину к экстремальным испытаниям, например, в автомобильных соревнованиях, приходится выходить за пределы гражданских нагрузок. Здесь обычно используют детали из стали с пониженным содержанием углерода – 30 ХГСА. Стандартные валы не справляются с нагрузками при установке самоблокирующихся дифференциалов и моментально становятся головною болью пилота.
В ней всего 0.3% углерода и что-то около 1% хрома и марганца. Благодаря прекрасной устойчивости от коррозии и высокой прочности, полуоси из такого материала служат долго и очень неплохо справляются с регулярными переменными нагрузками.
Отсюда и популярность полуосей из такого материала в автоспорте. Их легко можно отыскать на просторах сети в Интернет-магазинах. Пожалуй, надёжнее будут только торсионы с военной техники, но это уже точно тема отдельной статьи.
Будем дружить!
На этом я заканчиваю обзор полуосей для внедорожника Нива. Подписывайтесь и ставьте лайки, если вам данная статья была полезна!