Елизавету Петровну принято называть «веселой царицей» за ее лёгкий нрав, любовь к развлечениям и непостоянство в выборе спутника жизни. В ее судьбе не раз появлялись фавориты, которых она выбирала по собственной прихоти, и женихи, которых ей сватали окружающие. Но замуж (по официальной версии) Елизавета так и не вышла, наследников не оставила, но слухи о ее тайном венчании с самым известным ее любовником Алексеем Разумовским пользуются популярностью и сейчас. Чем же они подтверждены и насколько можно быть уверенными, что они были женаты?
Легенда о тайном венчании императрицы и ее фаворита существует ещё с 18 века, причём как в российских, так и зарубежных источниках.
Событие якобы произошло в 1742 году, во время посещения царицей имения Покровское-Рубцово и села Перово. Сторонники легенды ссылаются на собственноручно вышитые Елизаветой «воздухи», действительно долгое время сохранявшиеся в перовской церкви. Также в пользу этой легенды может свидетельствовать факт покупки Елизаветой села в 1743 г. и строительства в нём дворца, преподнесённого в дар Алексею Разумовскому.
Есть и другая версия. По ней венчание произошло в 1748 году в Барашах, где затем в недалеко расположенном дворце «молодые» устроили скромный ужин и провели брачную ночь. В качестве подтверждения указывается, будто церковную главу позднее украсила царская корона (что, как считают современные исследователи, отнюдь не соответствует действительности). Против легенды свидетельствует также факт, что церковь была достроена через тридцать лет после даты предполагаемой свадьбы.
Сохранилось множество свидетельств той любви, которая связывала императрицу с Разумовским. Один видел, как в сильный мороз, выходя из театра, самодержица Всероссийская заботливо застегивала ему шубу и поправляла на его голове шапку. Другой заметил, как на охоте в палатку к простудившемуся Разумовскому вошла государыня и, «словно со своего мужа, рубашку сняла и надевала другую». Третий подсмотрел, как, весело хохоча, государыня сидела на коленях у Разумовского. Это была завидная, счастливая пара.
Почему же этот брак не был подтверждён? Елизавета хоть и была дочерью Петра I, но мать ее была самого низкого прохождения. Более того, родилась Елизавета до заключения официально брака Петра с Мартой Скавронской. И если теперь она еще и выйдет официально замуж за сына пастуха, то в будущем правящая династия Российской империи никогда не "отмоется" от этого.
Прожив вместе почти двадцать лет, супруги расстались. Это произошло по воле Елизаветы, у которой появился новый фаворит: молодой, образованный и красивый Иван Иванович Шувалов. Без скандалов и ссор Разумовский съехал с императрицына двора, поселился в подаренном ему государыней Аничковом дворце. Хотя, опять же, по слухам, готовясь к смерти, Елизавета подготовила завещание, по которому трон должен был перейти к Разумовскому. Но не перешёл.
Также есть предположения, будто Елизавета родила мужу двоих сыновей и дочь. Один из этих сыновей, по фамилии Закревский, по мнению французского исследователя, дожил до 1800 года, другой же умер молодым, причём виной тому был несчастный случай — готовясь к карьере горного инженера, он якобы изучал химию под руководством профессора Лемана и задохнулся или насмерть отравился случайно пролившимся из разбитой колбы ядовитым составом. Княжна Тараканова, по его мнению, была младшей и родилась в 1755 году. Говорили, будто дети от этого брака воспитывались некоей итальянкой по имени Джованна, доверенным лицом Елизаветы, которая выдавала обоих за собственных детей.
Существовала некая Августа Матвеевна (отчество было придуманным), которую считали дочерью Елизаветы Петровны и Разумовского. Она была насильно пострижена в монахини под именем Досифеи и в течение 25 лет, до самой смерти, не покидала Московского Ивановского монастыря, предназначенного для «призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей». Жила в полном уединении, церковные службы для неё устраивались отдельно, время от времени получала деньги от неизвестного источника, которые тратила на украшение монастыря и милостыню. Поговаривали, что ее посещало нескольких «весьма важных лиц», с гостями Августа разговаривала на иностранном языке.
Уже в новейшее время могила Августы была вскрыта. Оказалось, что монахиня была горбуньей, видимо, из-за полученной в детстве травмы, круглолицей и внешности весьма посредственной. Впрочем, противники подобной точки зрения заметили, что во время разграбления монастыря солдатами Наполеона, подлинное надгробие могло быть сдвинуто, и на месте захоронения Августы оказалась другая женщина. От их внимания не ускользнуло также, что череп умершей сохранился очень плохо, и делать какие-то выводы уже поэтому достаточно преждевременно. Генетической экспертизы, которая могла бы положить конец спорам, проведено не было.
Детей Елизавете Петровне и Разумовскому приписывало огромное количество, но сами они никого не признали и речи и возможных наследниках не вели.