Как писал классик, "было бы величайшей ошибкой думать, что" если ребенок не говорит, то понять его невозможно. Речь - один из способов коммуникации, но далеко не единственный. Даже если ребенок полностью не владеет речью, альтернативная коммуникация открывает перед нами море возможностей.
Как писал классик, "было бы величайшей ошибкой думать, что" если ребенок не говорит, то понять его невозможно. Речь - один из способов коммуникации, но далеко не единственный. Даже если ребенок полностью не владеет речью, альтернативная коммуникация открывает перед нами море возможностей.Как писал классик, "было бы величайшей ошибкой думать, что" если ребенок не говорит, то понять его невозможно. Речь - один из способов коммуникации, но далеко не единственный. Даже если ребенок полностью не владеет речью, альтернативная коммуникация открывает перед нами море возможностей.
!! Внимание! Для полноценного овладения методиками альтернативной коммуникации лучше заниматься со специалистами. Их контакты можно узнать в реабилитационном центре вашего города или посмотреть обучающие видео в Интернете. Я расскажу об основах, подходящих для ребенка с нарушениями речи или полным ее отсутствием, но обладающего зрением и слухом. В случае, если нужна помощь сурдо- или тифлопедагогов, данная статья может пригодиться лишь для общего развития.
"Послушай и запомни"
Неговорящих дети нуждаются в живом общении больше, чем кто-либо другой. Можно не читать им Байрона, Гете и Достоевского, но бытовое общение, детские стихи, спектакли, фильмы - особенно старые, где отлично поставлена речь - все это должно присутствовать. Нужен образец, по которому ребенок будет строить речь. Одних лексем, знаете ли, мало. В противном случае мы рискуем получить ребенка, что изъясняется на манер мастера Йоды. или набором существительных. Мой сын как-то родил перл "Киса мяу-мяу".(Кот громко кричит).
"Скажи!"
Стоит всеми ненасильственными способами поощрять говорение вне кабинета логопеда. Ни в коем случае не надо выколачивать речь. Бывает ситуация, когда ребенок уже научился называть буквы, произносить звуки, но слова ему пока не даются. На этом этапе у взрослых случаются срывы. Так и хочется подтолкнуть развитие механическим воздействием на неокрепший организм.
Делать этого не надо. Ребенок не придуривается. Он просто не может.
"Спой!"
Вокализации - не самый последний инструмент в развитии речи. Пойте песенки из слогов. Развивайте чувство ритма, интонации. Это тоже нужно. Любую песню можно переложить на "ля-ля-ля". Это для начала. А дальше - усложняйте по мере готовности чада.
К слову, Google по запросу "логопедические песенки" выдает не один десяток страниц. Ищите, что именно подойдёт вам.
"Покажи"
Наверняка у вас дома есть энциклопедия с картинками. И вы наверняка ей пользуетесь. У нас, к примеру, это "Веселая энциклопедия в картинках Саши Длинноносова" (автор Тьерри Лаваль). У вас может быть любая другая. Главное, чтобы в ней было много изображений разных предметов.
Наверняка у вас дома есть энциклопедия с картинками. И вы наверняка ей пользуетесь. У нас, к примеру, это "Веселая энциклопедия в картинках Саши Длинноносова" (автор Тьерри Лаваль).У вас может быть любая другая. Главное, чтобы в ней было много изображений разных предметов.
Закрепляйте по ней соотношение предмет-картинка и предмет-слово, его изображение и его звучание. Когда будет набран достаточный словарный запас, фразу можно выстроить , демонстрируя последовательность нужных изображений. Дома можно использовать книжку, а для внешнего мира сделать перекидушку из ламинированных карточек на кольце.
Готовые комплекты стоят крайне негуманно. Можно сделать из подручных материалов, тут смотрите по своим возможностям.
Слабое место этой системы - прилагательные. Как показать "добрый", "злой" и т.п., я не знаю.
"Нарисуй"
Ещё один отличный способ. Если, как говорят в рекламе, ситуация говорения застала вас врасплох, и под рукой нет книжки или карточек, предложите ребенку нарисовать предмет. Тут, кстати, вам очень пригодится посещение изостудии. Но и без нее, в общем, можно догадаться о содержании рисунка в большинстве случаев. Стопроцентной гарантии вам никто не даст, конечно.
"Следите за руками"
Немых от рождения обучают языку жестов... и его понимают только товарищи по несчастью или педагоги. Для более широкого мира нужны иные жесты. Придумайте их или подсмотрите. Главный критерий - они должны быть интуитивно понятны.
Например, два пальца буквой V означают "два, вдвоем". Они же, направленные на глаза и вниз - "смотреть, присматривать". Перебирание в воздухе согнутыми пальцами означает "идти" и т.п. Есть развивающие видео, где дети объясняют жестами свои действия, например, смотрят в воображаемый бинокль. Или вот фигуры театра теней. Используйте их для идей.
Ремарка специально для тех, кто изначально уверен в том, что это все ерунда и баловство: Жан-Доминик Боби, почти полностью парализованный после инсульта в 43 года, левым глазом наморгал целую книгу. (его историю рассказали в фильме "Скафандр и бабочка"). В отличных от этого случаях, согласитесь, работать куда проще.
Знаменитый психолог Мария Бразговская предлагает следующий алгоритм:
Дорогу осилит идущий. Верьте в себя и своего ребенка