Ни словом не возражая брату, Викрам слагает корону и под скорбными взглядами подданных вместе с супругой покидает дворец. Пингла заливает мужу, как ни с сыном ежечасно страдали в его отсутствие. Муж, впрочем, не проникается. Он здесь ненадолго, только исполнить отцовский долг и короновать сына, а потом -- до свиданья! Он аскет и от всего отрекся. Так что коронуем Бхармала -- и скоренько назад в ашрам.
Викрам и Падмини прощаются с народом -- случайно или нет, сцена слегка напоминает уход Рамы и Ситы из Айодхьи. Калидаса и сенапати Вирачена, нацелившихся уйти вместе с разжалованным царем, отправляют обратно: должен же рядом с Бхармалом остаться кто-то, кто не даст ему наделать глупостей.
Следующая сцена -- в ночной хижине, где поселились изгнанники (откуда взялась эта хижина?), тоже перекликается с "Рамаяной" слишком явно, чтобы это было случайностью. Только Лакшманы не хватает.
Зато очень быстро подваливает Равана, сиречь -- Бхадракаал, находящий идею коронации Бхармала невероятной глупостью. В общем, царь, ты только скажи! Изобью за вас любого, можно даже двух...
И видимо, он в чем-то прав, потому что наставления отца нашему Митрофанушке не впрок.
Ответ Викрама убеждает колдуна в том, что Викрам и Бетааль -- две сандалии -- пара.
Обещание, впрочем, в силе. Ловля Призрака от престола не зависит. Луна взошла, можно прямо сейчас и идти ловить. Кстати, коня и воинское облачение Викрам оставил себе, так что в его случае речь не об отречении. Мир Духов вновь встречает мрачной обстановкой и громко рыдающим Призраком. Воет Дух в лучших традициях европейских привидений. Из-за чего? Из-за Викрама.
Какая трагедия! Собственные родичи трона лишили! Царь, ты удивляешь -- неужто нисколько не расстроился? А вот Бетааль просто убит горем! И в честь этого расскажет страшную сказку. Только сперва вопрос.
Итак, Викрам, слушай сказку. Когда Пандавы обучались у наставника Дроны, пошел Арджуна однажды по воду. И встретил змею Улупи... Махабхарата, правда, гласит, что было не так и не тогда, но допустим... Далее, как водится, Улупи объясняется с Арджуной и просит его любви. Арджуна упирается как может. Тогда нагини вызывает его на поединок... Версия все страньше и страньше...
По итогу великий герой разгромлен и повержен. Впрочем, он не возражал жениться на женщине-змее. Улупи родила ему сына, названного Ираваном. После этого Арджуна покинул царевну нагов. Прошли годы. Собирая союзников для битвы на Курукшетре, Арджуна побывал в Манипуре, где встретил царевну Читрангаду.
Отец царевны поначалу был против брака, так как Читрангада была единственной наследницей, и царь рассчитывал, что зять унаследует его трон. В конце концов сошлись на том, что наследовать Манипуру будет сын Читрангады. Он будет принадлежать к династии Манипуры, а Арджуна после его рождения уберется с глаз долой.
И вот настало время битвы, в преддверии которой обе стороны совершали жертвоприношения. Из пламени явился бог Агни. И будучи спрошен Юдхиштхирой, на каких условиях боги даруют победу, ответил так:
Пандавы растерялись, а Агни все подливал масла в огонь: решайте, мол, кого принесете в жертву? Абхиманью? Или одного из сыновей Драупади?
В этот миг и явился некий юноша, объявивший, что согласен пожертвовать собой. Это был Ираван, сын Арджуны от нагини, о котором папенька давно и думать забыл. Но сейчас сын был настроен пожертвовать собой ради победы Пандавов. И когда он шагнул в жертвенный огонь, никто из братьев не остановил его. И крик матери тоже не остановил...