4 подписчика

Что за наушники у артистов на сцене и зачем они нужны?

649 прочитали

Данный вопрос очень популярен, его мне задают многие слушатели и даже музыканты.

Постараюсь ответить наиболее полно, чтобы было понятно любому!

Итак. Я артист и часто выступаю на различных площадках и мероприятиях.

Расскажу на своем примере, а также примере других поющих на сцене музыкантов.

Если просто и однозначно, то это наушники нужны, для того чтобы слышать себя и звучит там музыка и голос.

Но углубляясь в вопрос, всё намного сложнее.

В обычных условиях артист слышит звук исходящий от инструментов "раскиданных" по всей сцене, а инструменты эти бывают довольно громкие, чего только стоит яростно-лютый барабанщик с его ударкой! =) Зачастую слышно звук из колонок, адресованный зрителю и отражённый от стен зала и потолка зала. И так как скорость звука в воздухе достаточно невелика (331м/с), а залы бывают довольно длинные, то этот отражённый звук исполнитель услышит с существенной задержкой. Вот и получается что, барабаны за спиной стучат, ты пытаешься попасть в ритм и не вывалиться из него, но слышишь свой голос прилетающий через несколько миллисекунд или даже секунд и сложенный в общую кашу звуков, где сложно вообще уловить даже приблизительно качество своего исполнения. Чтобы музыканты себя слышали и придумали систему мониторинга (звук направленный на сцену).

Наушники в ушах певца не что иное, как система персонального ушного мониторинга, personal in-ear monitoring system. Они пришли на смену, либо в дополнение, громоздким мониторам-колонкам лежащим на сцене, перед музыкантами.

Данные системы бывают как проводные, когда наушники музыканта соединены проводом с оборудованием (чаще их используют не передвигающиеся по сцене исполнители ударники, гитаристы и т.д.), так и беспроводные (когда артист может свободно передвигаться по сцене и даже, любимый "трюк" наших звёзд, зрительному залу).

Рассмотрим второй вариант. В данном случае, наушники соединены проводом с миниатюрным приёмником закреплённым на одежде музыканта. Передатчик системы находится вместе с остальным звуковым оборудованием у пульта звукооператора либо на сцене.

Итак, что же слышит артист в своих наушниках-мониторах?.. А слышит он, прежде всего, себя и качество своего исполнения, а также музыкальное сопровождение, фонограмму (не путать с фанерой :) ), музыкантов, других вокалистов, ведущих и партнёров по сцене. То есть, звук с его микрофона и музыка поступает без, либо с минимальными задержками и на необходимой громкости напрямую в уши певцу. То что слышит исполнитель и зритель совсем разные вещи. Для меня, например, очень важно слышать на первом плане свой голос, далее в случае живого ансамбля, идёт ритм секция и инструменты на которых основана гармония произведения, либо если я один на сцене идёт фонограмма-минус (без голоса). Солирующие и режущие слух, гитары, да простят меня гитаристы =), мне не очень важны в моём мониторном миксе. Часто в случае живых музыкантов в мониторный микс добавляется сигнал(щелчки) метронома, так называемый "клик". Это требуется для синхронизации отдельных музыкантов с ритмом произведения и между собой. Также некоторые музыкальные партии и звуковые эффекты могут быть прописаны заранее, а на экранах может транслироваться видеодорожка и чтобы всё было ровно и как задумано, музыканты играют под тот самый "клик". В отдельных случаях, по краю сцены устанавливаются микрофоны направленные в сторону зрителей и звук с них подмешивается к мониторному миксу певца. Это требуется для того, чтобы исполнителю слышать реакцию зрительного зала, овации, пение, крики браво!-бис! =) Так как, в противном случае наушники (о которых поговорим позже), практически полностью изолируют от посторонних звуков.

У исполнителя на его поясном приёмнике, зачастую, доступна только громкость общего звучания и стерео-баланс. Так же обязательно в приемнике должен присутствовать ограничитель громкости (лимитер), чтобы не лишить артиста его драгоценного слуха при ошибках в работе звукооператора и неисправностях аппаратуры.

Обращаясь к молодым музыкантам -

Не покупайте устройства сомнительного происхождения, берегите свои уши и нервы!!!

Всем мониторным миксом управляет отдельный человек звукооператор (звукорежиссёр). А на больших площадках, с большим количеством людей на сцене, этим часто занимается отдельный человек, мониторный-звукооператор, и наряду с техниками сцены, он постоянно присутствует за кулисами и c помощью своих наушников, слушает всё что происходит на сцене и звучит в in-ear исполнителей. Иногда в процессе исполнения, вы можете увидеть его, периодически выбегающего на сцену "поправить звук" =).

При использовании всеми музыкантами, in-ear мониторинг значительно упрощает работу звукооператора, ведь на сцене становится значительно тише и гораздо проще изолировать звук отдельных инструментов и вокалистов друг от друга и у каждого исполнителя есть возможность работать на комфортном и безопасном уровне громкости и со своим набором звуков. Не возникает, так называемая "обратная связь", неприятный свист из за того, что звук из колонок попадает снова в микрофон и многократно усиливается. Очень часто in-ear используют совместно с прозрачными ширмами из органического стекла установленными перед ударной установкой (drum-shield), помогающим изолировать прочие микрофоны на сцене от звуков тум-туц-бах-тщщь =) барабанщика.

Отдельно хочу рассказать про сами наушники, что находятся в ушах. Тут тоже не всё так просто. Профессиональные исполнители используют так называемые внутриканальные наушники которые полностью изолируют от внешних звуков. В народе - наушники-затычки. Конструкция их как правило значительно отличается от бытовых, прежде всего тем, что в них используется особый, "арматурный" тип драйвера, звуко-излучателя(или попросту "динамика"), кроме того, таких драйверов бывает несколько в каждом ухе, и каждый отвечает за свой диапазон воспроизводимых аудио-частот. То есть, такая миниатюрная, многополосная система в каждом ухе. Я знаю модели даже с 24 драйверами на каждое ухо. В своей работе я использую мониторы с 7-ю драйверами. За счет своей конструкции такие мониторы позволяют слышать всю звуковую картину на сцене, а в случае стереозвучания и расположение инструментов в миксе. Наушники бывают универсальные, подходящие каждому, с резиночками-насадками, вставляемыми в ушной канал. У них есть существенный минус, они легко выпадают из ушей при активном движении артиста, либо недостаточно изолируют от посторонних звуков. Но всё чаще в работе музыканты используют индивидуальные, изготовленные для них и по слепку их ушных-каналов наушников (снятие слепков то ещё "удовольствие" =) ). Такие мониторы полностью заглушают посторонние звуки (можно использовать вместо берушей =) ), а так же, крепко держаться в ушах, прыгающего как сайгак по сцене, музыканта =). И, как приятный бонус, артист может сам придумать дизайн и цвет своих наушников.

Всё вышеупомянутое стоит конечно нереальных денег, но как говорится, искусство требует жертв! Но насколько бы навороченными не являлись микрофоны и прочие гаджеты певца, или музыканта. Петь и играть они не научат, а лишь помогут в работе мастеру. "Фанеру", я не беру в расчёт, тут, открывающая рот и двигающая пятой точкой рожа, может даже на сцену не выходить! И наличие в её ушах затычек и микрофона в руке, увы не является свидетельством живого исполнения.

Всё развивается и технологии не стоят на месте, на смену аналоговым радиосистемам приходят цифровые, сами наушники становятся всё более миниатюрными и технологичными.

Вот так, казалось бы, простые наушники служат на благо искусства современному музыканту.