Найти тему
21,3K подписчиков

Хутор Косовичи – единственное место на Кубани, где живут только коренные кубанцы - потомки первых переселенцев

7,5K прочитали

Иногда, в комментариях некоторых читателей, я вижу жалобы на какой-то особенный характер коренных жителей Кубани. Причём некоторые нелестно отзываются о южном гостеприимстве и менталитете.

Не знаю, с кем столкнулись в жизни эти люди, лично мне на просторах Кубани, Кавказа, Дона всегда встречаются общительные, добрые, трудолюбивые и интересные местные жители разных национальностей и вероисповеданий, любящие свою землю и помнящие своих предков.

Сегодня я хочу рассказать историю одного из них. Это Пётр Николаевич Геращенко, коренной кубанец, житель исчезнувшего хутора Жаркевичи, который в 1999 году упразднили и приписали единственного его жителя к соседнему хутору Косовичи. Он является хранителем истории хутора, человеком, который не дал угаснуть жизни в маленьком уголке Кубани.

Пётр Геращенко
Пётр Геращенко

Встретила я Петра в будний день, когда он занимался своим хозяйством, а оно у него не маленькое: куры, овцы, корова, огород. Этот гостеприимный и общительный человек уделил мне внимание, провёл по Косовичам небольшую экскурсию и рассказал всё о себе и о хуторе, а я поведаю эту историю вам.

Расположен хутор Косовичи на левом берегу реки Кубани, в Абинском районе, в 55-ти километрах от западной окраины Краснодара. Сейчас в хутор, из нашей южной столицы, дорога идёт небольшим крюком, через станицу Новомышастовскую, к мосту через реку и затем в Косовичи.

Раньше был более короткий путь в Краснодар.

Реку хуторяне преодолевали на паромной переправе из хутора Жаркевичи, который от Косовичей отделял десяток метров, и попадали сразу в станицу Марьянскую, затем ехали на лошадях. Через 32 километра попадали на Сенной рынок Краснодара. Там они продавали выращенную в личном хозяйстве птицу, овощи, фрукты, вяленую рыбу, которая в изобилии водилось в реке.

Во время Великой Отечественной Войны эта переправа помогла Советским войскам перевезти танки на другой берег Кубани.

Красным пунктиром обозначены улицы хутора Жаркевичи, голубым - паромная переправа
Красным пунктиром обозначены улицы хутора Жаркевичи, голубым - паромная переправа

Немалую роль сыграла переправа и в процветании хутора, через который шла дорога соединяющая сельскохозяйственный район с большим городом.

Хутор Косовичи расположен среди бескрайних полей. В лазурной дали, справа, виднеется цепочка горных вершин.

Окрестности хутора Косовичи, июнь 2021
Окрестности хутора Косовичи, июнь 2021

Слева, скрытая густыми деревьями, величаво несёт свои воды Кубань и веками молчаливо наблюдает за перепитиями, происходящими на её берегах.

Говорят, что раньше эти земли принадлежали адыгскому князю. Когда в 1868 году вышел закон, давший право иногородним приобретать на Кубани плановые места, зажиточные крестьяне Косович и Жаркевич выкупил у князя земли на левом берегу Кубани, поставили хутора и начали вести хозяйство.

Каждую весну река разливалась, превращая поля и пастбища в плавни. Землевладельцы построили земляную дамбу вдоль границы своих угодий, граничащих с берегом Кубани, и посадил деревья, чтобы укрепить её.

Эта дамба, густо поросшая великанами- деревьями, стоит до сих пор, защищая равнину от подтоплений.

Затем помещики нарезали свои земли на планы и отдали в аренду крестьянам-переселенцам. Одной из переселенческих семей были прадеды Петра Геращенко, приехавшие сюда из Сумского уезда Харьковской губернии.

После революции и Гражданской войны помещики покинули свои хутора, а на их земли переехали жители Горьковской области и Ставрополья, организовав здесь коммуну. Позже коммуна реорганизовывается в колхоз, в хуторе Жаркевичи строят школу для ликвидации безграмотности, общественные здания.

Перед войной здесь был процветающий хутор из 150 дворов, с клубом, школой, магазином, полеводческой бригадой, молочно-товарной фермой.

После войны произошло то, во что многие ностальгирующие по СССР не верят, хутор "умер". Социалистическое хозяйство всегда экспериментировало с сельскими поселениями, которые то укрупнялись, то разукрупнялись, то организовывались, то реорганизовывались.

В конце 60-х, после укрупнения колхоза, переправу закрыли. Построили Фёдоровский гидроузел, систему каналов, дамб для орошения рисовых чеков, после чего рыбы в реке стало значительно меньше. С интенсивной механизацией труда надобность в большом количестве рабочих рук отпала.

Из хуторов Косовичи и Жаркевичи, оказавшихся в тупике, люди начали уезжать в Краснодар и в станицы покрупнее, где можно было найти работу, а брошенные дома разрушались на глазах. Сейчас только старожилы, глядя на поля, обрабатываемые фермерскими хозяйствами, могут сказать где проходили хуторские улицы.

Здесь стоял дом бабушки Петра Геращенко
Здесь стоял дом бабушки Петра Геращенко

Родители Петра тоже подумывали переехать в станицу Фёдоровскую, даже приобрели там хатку, но не могли бросить родные места и могилы близких. Так и остались в своём стареньком домике.

Закончив школу, Пётр отслужил в Армии, поступил в краснодарское ПТУ, окончив его, устроился на краснодарский завод Радиоизмерительных Приборов. С началом Перестройки и 90-х завод разорился, Пётр потерял работу и вернулся в родной хутор к родителям.

Родители Петра Геращенко - Николай и Мария
Родители Петра Геращенко - Николай и Мария

Родители, 1928 года рождения, были старенькие им требовалась забота. Пётр ухаживал за родителями, распахал 40 соток огорода, развёл побольше гусей, кур, завёл лошадей, корову и овец. Как он успевал держать такое хозяйство меня не удивляет. Это в крови у крепких хозяев. Производимых продуктов хватало и для себя, и на продажу.

Так и жили, пока время не забрало родителей. А Пётр менять уклад своей жизни не стал, остался в Косовичах, храня в сердце память о Жаркевичах, вспоминая и записывая рассказы своей мамы о жизни в нём, общаясь с писателями и краеведами, собирающими по крупицам историю поселений Кубани.

Домик позади окружён фруктовыми деревьями, за которыми начинается огромный огород
Домик позади окружён фруктовыми деревьями, за которыми начинается огромный огород

Он никогда не сетовал на отсутствие работы, мирно возделывал землю, присматривал за оставшимися домами, которые наследники использовали как дачи, ухаживал за кладбищем, да показывал дорогу туристам и поисковикам к могиле неизвестного лётчика, которого в 1943 году сбили в окрестностях Жаркевичей.

И вот в один прекрасный день в хутор вернулся один из его уроженцев, завёл небольшое хозяйство и зажил, говоря, что давно скучал по тишине и воздуху родного места. Затем подтянулся второй сосед, третий.

Домик, в котором давным-давно был фельдшерско-акушерский пункт, выкупила пожилая пара местных жителей, отреставрировала и стала жить в Косовичах.

Хутор Косовичи, июнь 2021
Хутор Косовичи, июнь 2021

Избавляться от родовых гнёзд здесь никто не спешил.

Шло время, Пётр Геращенко общался с людьми, журналистами и фотографами, заезжающими в Косовичи.

Общение даром не прошло, о хуторе узнали люди и несколько лет назад жительница Краснодара выкупила большой земельный надел в Косовичах, построила дом из сруба, высадила сад, малинник и организовала здесь фермерское хозяйство по выращиванию ягод и фруктов.

Так и живут постоянно в Косовичах несколько уроженцев хутора, фермер, да трое наведываются в свои наследные дома, как на дачу. Можно сказать жизнь в хуторе наладилась и даже расцвела.

Конечно здесь нет никакой инфраструктуры, но это не смущает никого. Магазины, медпункт и школа находятся в ближайших хуторах и станицах.

Из коммуникаций в Косовичах только трансформатор и электролиния, которую капитально реконструировали и теперь здесь нет внеплановых отключений света.

Раньше в хуторе был магистральный водопровод, который изветшал и реконструировать его, ради восьми дворов, считают нецелесообразным. Жители для хозяйства берут воду из колодцев и скважин, а для питья пользуются покупной.

Хутор Косовичи, июнь 2021
Хутор Косовичи, июнь 2021

Расстояния между домами в Косовичах приличные, поэтому каждый, живя здесь, может почувствовать себя настоящим помещиком.

Я стою на грунтовой дороге около дома Петра, вдали виднеются владения его соседей. Среди бескрайних полей, садов чувствуешь себя песчинкой в этом мироздании, понимаешь, что наша жизнь - всего лишь миг среди вечности и незыблемости пространств, ощущаешь невероятную связь времён и понимаешь жителей хутора, не желающих утерять её.

Справа и слева видны новые дома, построенные здесь жителями, решившими остаться в Косовичах навсегда
Справа и слева видны новые дома, построенные здесь жителями, решившими остаться в Косовичах навсегда

Все жители Косовичей это коренные кубанцы, которые не кричат об этом на каждом углу и не указывают никому где и как надо жить, не играют в казаков. Они мирно возделывают свою землю, получая удовольствие от результатов труда, ухаживают за могилами прадедов, радушно принимают гостей.

А ныне здравствующие уроженцы хутора, раскиданные по разным уголкам края и страны, ежегодно проводят встречи в Косовичах, приезжая сюда с детьми и внуками.