Найти тему

Юрию Соломину — 86! (к дню рождения мастера)

Кумир миллионов советских зрителей, Юрий Мефодьевич Соломин не только прекрасный артист, режиссёр театра и кино, художественный руководитель Малого театра, но и выдающийся театральный педагог. 18 июня 2021 года легенда отечественной культуры отмечает своё 86-летие. С днём рождения своего мастера поздравляет молодой актёр Нового драматического театра, выпускник мастерской Ю. М. Соломина и О. Н. Соломиной 2019 года Алексей КРАСОВСКИЙ.

Источник фото: https://photos.rg.ru/
Источник фото: https://photos.rg.ru/

— Сегодня исполняется 86 лет... Мастеру. Сэнсэю. Художественному руководителю. Учителю. Человеку, который подарил мне образование и профессию.

Два года назад я окончил Высшее театральное училище имени Щепкина, шесть лет назад поступил. Тогда Юрию Мефодьевичу было только 80... Или уже 80? Мы уже тогда удивлялись, как он всё успевает! На тот момент он ещё выходил на сцену, играл в Малом театре в двух спектаклях, "Филумена Мартурано" и "Горе от ума". Спектакль по пьесе Грибоедова был первым, куда мы пошли всем курсом, буквально в сентябре, первой осенью нашей учёбы. Он пригласил нас всех, но студентов было 40 человек, всех сразу провести невозможно, и пришлось тянуть жребий — кто пойдёт первой партией, кто второй. Мне повезло, я оказался в первом потоке...

Впечатление было сильнейшее. И ещё сильнее оно становилось из-за того, что буквально час-два назад ты разговаривал, общался с народным артистом СССР, а теперь видишь своими глазами, как он работает. Я и раньше бывал в Малом театре, но первый студенческий поход был тогда. И вот, мы сидим в зале. Он выходит на поклон — и ищет глазами нас, как нам показалось — каждого...

Источник фото: kino-teatr.ru
Источник фото: kino-teatr.ru

Животные — природные актёры

И Юрий Мефодьевич, и Ольга Николаевна (она, к сожалению, не дожила месяц до нашего выпуска, ушла из жизни в мае 2019 года) всегда были фанатами животных. Сколько звериных жизней они спасли, сколько подобрали кошек, собак! На даче Соломиных живёт целая пёсья компания, дома — кот Профессор, собака, про которую нам рассказывали миллион историй. Наши педагоги были уверены, что на примере кошек и собак можно познать актёрскую профессию, потому что животные — это природные актёры.

Например, Юрий Мефодьевич рассказывал: "Вот я сплю, а Профессор подходит и ложится рядом. Я просыпаюсь, но делаю вид, что продолжаю спать, глаза закрыты. Он какое-то время ждёт, а потом лапкой мне по щеке, раз-раз... дотрагивается. Я глаза не открываю. Он ещё раз — раз-раз... Я спрашиваю: "Ну что, Профессор, пора вставать?" Он опять меня трогает — и побежал... Я встаю, надо идти его кормить. Достаю из холодильника два пакетика с кормом, зелёный и красный. Показываю ему, один в правой руке, другой в левой. "Какой будешь?" Кот мне головой кивает, давай, мол, красный..."

Короче говоря, мы про кота Профессора слышали бесконечные истории, и практически каждый этюд или отрывок, которые мы играли, можно было объяснить через этого кота. Или через какую-нибудь собаку Юрия Мефодьевича... Безумная любовь к животным, постоянные рассказы о том, как они вместе смотрят "Animal Planet" или "В мире животных"... И всё-всё это — в переносе на актёрскую профессию. Это лишь поначалу кажется абсолютно несовместимым. Но... собачьи глаза, кошачьи повадки... природа как исток актёрства. Это очень важно для нашего мастера.

Внутренняя сила и творческая энергия

Юрий Мефодьевич был уже немолодым человеком, когда нас набрал. Здоровье уже подводило, и смерть Ольги Николаевны его подкосила. Но удивительно, при всей его колоссальной занятости в Малом театре, в училище, при всех общественных нагрузках (куда его только ни вызывали!), у него на всё хватало сил. Бывало, приходит он к нам, сидит, смотрит... а потом начинает объяснять, выскакивает на сцену, заводится, начинает бегать, кричать, жестикулировать!.. Мы просто в ступор и восторг впадали... из пожилого, на вид совсем слабого человека, он вдруг резко превращался в мощного артиста. Мог показать и голосом, и движением, взорваться, переплюнуть всех нас в эмоциональном плане! Это всегда было неожиданно и удивительно, и мы каждый раз поражались, как впервые.

Не знаю, что именно провоцировало в нём такие вспышки. Наверное, неудержимое желание донести, объяснить... такая педагогическая злость — у нас не получалось, и он сердился. "Я в свои года могу, а вы не можете!" Конечно, это были разовые, минутные впечатления, но остались в памяти навсегда.

Алексей Красовский в год окончания ВТУ им. Щепкина (2019)
Алексей Красовский в год окончания ВТУ им. Щепкина (2019)

Классическая театральная школа

Конечно, Юрий Мефодьевич Соломин — приверженец русской классической школы. Не только Малый театр, но и наш курс был нацелен на классику, из шести дипломных спектаклей четыре ставились по пьесам Островского. Нас, если можно так выразиться, "затачивали" во время учёбы под эстетику Малого театра, и в итоге 8 человек взяли в труппу.

Мы тогда не знали, хорошо это или плохо... Сейчас, спустя время, мы можем соглашаться или не соглашаться с принципами этого классического воспитания, но по крайней мере, можно понять точку зрения мастера. Это человек, который всю свою жизнь прослужил Щепке, Малому, отдал всего себя без остатка. И студентов он, естественно, воспитывает в тех традициях, которые были дороги ему на протяжении шестидесяти лет. Мы часто слышали фамилии стариков, артистов Малого театра, нам приводились примеры того, что происходило в Щепке в разные годы... и всё это было ориентирами, величинами. Конечно, атмосфера, аура, которая пропитывает стены училища — благотворно влияет на молодых людей.

Сам Юрий Мефодьевич с нами никаких отрывков не ставил, он только проверял, что делают другие педагоги, дорабатывал какие-то моменты. Он далеко не каждый день появлялся у нас в меру своей занятости. Но всё равно — это человек, который указал мне путь в профессию. Благодаря ему и Ольге Николаевне... да! мы говорим, что у нас курс Юрия Мефодьевича, но Ольга Николаевна была его душой, вот она-то у нас практически ежедневно бывала, жила только нами, студентами... По факту, мы были её курсом. Так вот, эти люди действительно дали мне дорогу в жизнь.

Я до сих пор благодарен им за то, что они меня взяли. Я не поступил никуда, кроме Щепки, и рыдал, когда услышал свою фамилию во время последнего тура. У меня была истерика от счастья... Сейчас, пересматривая фрагменты с поступления, я вообще не понимаю, за что меня приняли! (Смеётся). Мне кажется, это абсолютно бездарно, вообще никуда не годится. Но они ведь что-то увидели! Они поверили. Научили. Воспитали. Помню, что на втором курсе я уже ощутил себя новым человеком, взрослым, осознанным, уже что-то умеющим! Поэтому в первую очередь — огромная благодарность моему учителю. За дорогу в жизнь. За то, что я теперь артист театра и кино, играю, снимаюсь, работаю...

Хочу ещё отметить, что Юрий Мефодьевич всегда был готов помочь всем, кто в этом нуждался. Мог даже кому-то из студентов помочь материально... или поддержать актёра в тяжёлой ситуации. Использовал все свои связи, знакомства для других. Это такое ценное качество по нынешним временам, такая открытость души... доброта. Наверное, она где-то там, в космосе отзывается, слышится во вселенной, и даёт ему взамен талант, возможности и прекрасный театр.

С днём рождения!

Чего хочется пожелать? Конечно, здоровья Вам, Юрий Мефодьевич! Я давно уже не видел Вас, но однокурсники, которые служат в Малом театре, говорят, что если здоровье не подводит — Вы, как и прежде, энергичны, полны оптимизма и стремления работать. Чтобы дети, внуки, ученики Вас радовали. Многие актёры Малого театра, которые были для нас педагогами, для Вас — бывшие студенты. То есть, все мы Ваши условные дети, внуки и ученики. Хочется, чтобы Мастер смотрел на нас и радовался за своих воспитанников. С днём рождения, Мастер!