Найти тему

Собинов – поэт

Сидят как-то санатории в очереди на лечебные процедуры, на кварцевание, наш легендарный солист Большого театра Леонид Витальевич Собинов и Корней Иванович Чуковский … (кто забыл – выдающийся советский детский поэт и писатель. Автор «Мойдодыра». Я, кстати, в детстве «Мойдодыра» знал наизусть и декламировал в 4 года громко и с выражением в общественном транспорте от начала до конца ко всеобщему удовольствию пассажиров и безмерной гордости родителей!!) Так вот. Собинов и Корней Чуковский случайно встретились в санатории, куда одновременно получили путевки. Уже была Советская власть.

Леонид Витальевич Собинов - легендарный солист Императорского Большого театра, Солист Его Величества, народный артист Республики, солист Государственного Академического Большого театра.
Леонид Витальевич Собинов - легендарный солист Императорского Большого театра, Солист Его Величества, народный артист Республики, солист Государственного Академического Большого театра.

Разговаривают о поэзии.

Корней Иванович вспомнил Некрасова и говорит Собинову: «Некрасовские дактилические рифмы труднее, чем другие».

Далее цитирую К. Чуковского:

Труднее? – сказал Собинов. – Нисколько!
И в доказательство без малейшей натуги набросал следующий превосходный экспромт, весь построенный на дактилических рифмах:
«В уголочке отгороженном,
Лампой кварцевой палим,
Охлаждая жар мороженым,
Стройный, словно херувим,
Сам Корней с улыбкой скромною
Мне ладонию огромною
Машет мило в знак приветствия,
Предлагая то же средствие.
Тут же сестры милосердия
В электрической клети
В исцелении предсердия
Держат птичкой взаперти
И меня, раба блаженного.
Знать, и впрямь я много пенного,
И французского и ренского,
Выпил в славу пола женского».
Форма этого экспромта виртуозна, и я уверен, что со мной согласится любой профессиональный поэт. Со стороны техники она безупречна.
«Русский язык так богат, – сказал он тогда же, – что не только дактилические, но и гипердактилические рифмы не представляют для русского человека никаких затруднений». – И в доказательство привел свой недавний экспромт:
«Ждали от СобИнова
Пенья соловьиного,
Услыхали СОбинова –
Ничего особенного.

Нужно сказать, что сам артист довольно легкомысленно относился к своему поэтическому дару. Он не хранил свои стихи, набрасывал экспромты на клочках бумаги, бумажных салфетках, которые тут же выбрасывал, а иногда прямо на манжетах. Эти мальчишеские поступки заставляли окружающих, бывших в курсе дела, тщательно следить – что это там маэстро выкинул в мусорную корзину, над чем он задумался и почему вдруг лихорадочно стал искать карандаш? Может быть, только благодаря этому мы и имеем сегодня возможность читать поэтические опыты самого знаменитого Ленского? Когда его просили более бережно относится к своей поэтической музе, он смеялся, называя свои стихи праздной забавой. Он всегда смеялся ...

Кстати, о собиновской фразе «Выпил в славу пола женского»!

То, что Собинов пользовался баснословным успехом у женщин, было общеизвестно, да и трудно было ожидать другого. В свое время все столичные газеты сообщали о трагикомическом случае с известным театральным критиком С. Кругликовым. Он имел неосторожность в прессе возмутиться «психопатическим писком женщин и дев», который «грубо нарушает художественное значение серьезной демонстрации», имея в виду поведение поклонниц тенора на оперном спектакле. Возмущенные и обиженные собинистки прислали Кругликову на дом посылку с письмом. Ошарашенный критик нашел внутри пакета ... пучок розог с припиской, что у многочисленных поклонниц таланта Леонида Витальевича «имеются друзья, которые готовы применить присланное орудие». Бывало, что после концерта он уходил злой и рассерженный – пробираясь сквозь толпу фанатичных поклонников, не замечал, как восторженные студентки отрывали у фрака фалды «на память». В одном из писем актрисе Малого театра Елизавете Садовской Собинов вспоминает об очередном спектакле «Евгений Онегин» даже несколько испуганно:

Во время арии, когда я бисировал, с какой-то женщиной в бельэтаже приключилась истерика. Это был первый случай в моей жизни. Могу сказать только, что это очень неприятно. Я чуть не сбился от неожиданности. Вчера на вокзале было скопление девиц, в меня бросали ландышами, рвали мне руки и т. д. – проделывали все то, что тебе кажется так дико и на что я теперь смотрю более или менее равнодушно.
Л. В. Собинов - в роли Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".
Л. В. Собинов - в роли Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".

Ариозо Ленского "Я люблю Вас, Ольга". П. И. Чайковский "Евгений Онегин". Запись 1910 года.

Наконец, видимо, смирясь со своей горькой участью, он как-то во время репетиции набросал экспромт:

Не по таланту знаменит,
Не по заслугам заслужен,
Жизнь прожил душка Леонид
И умер под рыданье жен ...

Октябрьским вечером 1908 года в московском Большом театре давали оперу Л. Делиба «Лакме». В спектакле были заняты Л. В. Собинов и А. В. Нежданова. Все шло, как обычно. Спев свою партию, Леонид Витальевич, спокойный и сосредоточенный, в ожидании выхода на сцену прохаживался в кулисах. Его внимание привлек веселый девичий смех, это обсуждали последние новости артистки балета. Стоявшую рядом одетую в шубку девушку он видел в театре впервые. Их взгляды встретились, и это решило все.

Верочка Каралли, балерина Большого театра, гражданская жена Л. В. Собинова, с которой он прожил около 8 лет.
Верочка Каралли, балерина Большого театра, гражданская жена Л. В. Собинова, с которой он прожил около 8 лет.

«Кто это?» – спросила она подругу. «Ты скоро совсем с ума сойдешь со своим балетом! – прощебетала та, – это же Собинов!» Пробегающий мимо по своим делам театральный чиновник строго заметил новенькой солистке, что находиться в театре в верхней одежде запрещено. Смущенная девушка поспешила к выходу. Но не успела она подняться по лестнице, как почувствовала, что кто-то легко, но настойчиво берет ее под руку. В мгновение ока оказавшийся рядом тот самый чиновник, заискивающе улыбаясь, пропел: «Простите, Леонид Витальевич очень просит Вас вернуться. Если Вы соблаговолите послушать его в этой роли, то доставите ему огромное удовольствие. Нет-нет-нет, отказаться совершенно невозможно. Это же Собинов! Простите». Обернувшись, она увидела знаменитого тенора, выходящего на сцену. Его лицо светилось лукавой и довольной улыбкой.

Вера Алексеевна Каралли. Оставила нам интереснейшие воспоминания о годах совместной жизни с Л. В. Собиновым.
Вера Алексеевна Каралли. Оставила нам интереснейшие воспоминания о годах совместной жизни с Л. В. Собиновым.

На следующий же день они встретились в театре. Леонид Витальевич готовил своего легендарного Лоэнгрина, а девятнадцатилетняя Верочка Каралли, только что принятая в труппу Большого, была занята в репетиции балета. Собинов не желал терять ни минуты. Он разыскал знакомую артистку и попросил немедля представить его очаровательной незнакомке.

И вот ко мне навстречу вместе с З. Н. Николаевой шел, как юноша, веселый, сияющий, улыбающийся Собинов, которому в то время было тридцать шесть лет. Вспоминая его сейчас, мне хочется повторить слова Л. Н. Толстого: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотой лица!!!

– напишет много лет спустя Вера Алексеевна Каралли.

Через несколько дней курьер принес Верочке билеты в ложу бельэтажа на спектакль «Евгений Онегин» и письмо, в котором были стихи:

Той, которая всегда
Так пленительно смеется,
Той, к которой иногда
Мое сердце так и рвется.

Письмо было анонимным, но Верочке не составило особого труда отгадать автора. Она была тронута и, не желая оставаться в долгу, придя на спектакль, передала Леониду Витальевичу букет роз. Тоже инкогнито. И Собинов недолго мучился догадками, от кого могли бы быть цветы. На другой же день он отослал по адресу Верочки в неправдоподобно красивой вазе огромный букет ярко алых роз. А красные розы, как известно – символ страсти.

Леонид Собинов – легенда Императорского Большого театра, а затем советского. Успел получить звание Солиста Его Величества, а позже народного артиста Республики.

Практически, первый настоящий Ленский – «юноша в осьмнадцать лет с кудрями, черными до плеч». Дословно по Пушкину, в опере Чайковского «Евгений Онегин».

Л. В. Собинов - в роли Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. 1912 год.
Л. В. Собинов - в роли Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин". Москва. 1912 год.

Лирический тенор, стройный красавец, доводивший женщин до обмороков на спектаклях «Онегина».

Мало кто знает, что выдающийся артист на радость современникам, к восторгу своих многочисленных поклонниц, довольно профессионально «баловался» стихами. Этот факт подтверждают многочисленные мемуаристы, об этом говорят газетные и журнальные публикации. Но это – не славословие в адрес знаменитости. На этот счет существуют даже авторитетные свидетельства профессионалов.

ЭЛЕГИЯ
Давно ль в сиянии ликующей весны
В груди кипел и рвался неудержно,
Как властный зов немолкнущей волны,
Звук песни сильный и, как арфа, нежный?
Казалось, смелым звукам нет конца;
Казалось, грудью дышит исполин ...
Прошли года – разбита арфа у певца,
И песнь звучит, как дряхлый клавесин.
Зачем дрожит, как прошлому укор,
Зачем не смолкнет звук унылый,
Иль у певца, как жизни скорбный взор,
Угаснет песня только у могилы?..

Автор стихотворения, опубликованного в газете «Утро России» в 1910 году – Леонид Витальевич Собинов. Далее газета сообщает, что опубликованное стихотворение «положено на музыку молодым композитором М. М. Багриновским и будет исполнено певцом в своем концерте в пользу недостаточных учеников гимназии Медведникова».

И, кстати, со строчкой «ничего особенного» позвольте не согласиться!!!

Друзья! Ненавязчиво напоминаю про лайки – не забудьте, пожалуйста, нажать на большой палец вверх!!!

Всегда рад вашим комментариям – если Вы не знали об этом таланте Великого певца, и для Вас это приятный сюрприз – не забудьте написать об этом в комментариях!!

И подписаться на мой канал не забудьте, пожалуйста! Приводите с собой сюда друзей и знакомых, родных и близких!!! Будет еще!!!