Перед нами третья - завершающая авиакатастрофа в рамках операции "Хромированный купол". Всё ниже описанное стало известно лишь в 1995 году, после того как часть документов, относящихся к данному инциденту, была рассекречена. Но обо всём по порядку:
Вылет состоялся 21 января 1968 года в 09:30 утра. Вы заметили? Все три упали в январе. Это уже статистика. Задачи всё те же; патрулирование, список целей на территории СССР на случай начала войны. В добавок - визуальное наблюдение за базой Туле (Гренландия), там расположился ключевой элемент цепи системы раннего оповещения о ракетном нападении.
Самолёт той же серии - B52G, бортовой номер: 58-0188, начинка знакома; четыре термоядерные бомбы B28FI эквивалентом полторы мегатонны, семь человек экипажа, четыре поролоновые подушки.
Дозаправка в воздухе прошла успешно, хотя и вручную, так как автопилот не сработал. Через час после этого пилоты поменялись. Тот, что сел за штурвал намедни на нижней палубе положил на вентиляционное отверстие системы отопления, под сиденьем, те самые подушки. И оказавшись за штурвалом включил систему отопления, которая была неисправна - слишком горячий воздух нагнетала. Вот тут подушечки и загорелись. И когда стало вонять горелым пластиком, весь свободный экипаж устремился на поиски источника запаха. К тому времени как источник (подушечки) был обнаружен на бомбардировщике пылал форменный пожар. Израсходовав все огнетушители на борту огонь погасить не удалось. Запросили разрешение на экстренную посадку находясь в 140 километрах от Туле. Но в кабине от дыма уже не было видно приборной панели и этот замысел был признан нереальным. Что там дальше по расписанию? Эвакуация! И все кроме одного успешно катапультировались получив травмы различной степени тяжести. Одному, как и заведено не досталось катапультирующееся кресло и он попробовал выйти через аварийный люк получив при этом смертельную травму головы. Одного из успешно приземлившихся членов экипажа искали 21 час, за это время он получил серьёзные обморожения. Летчик выжил, в чём помог парашют в которым он кутался всё время. Но это всё позже.
Пока же неуправляемый самолёт продолжил полёт и через какое-то время развернулся на 180° и рухнул в одиннадцати километрах от Туле. На этот раз бомбы не совершили "аварийного бомбометания" и участвовали в сцене падения до конца сдетонировав обычной частью взрывчатки, чем вызвали радиационное заражение на огромной площади. И как будто бы этого было мало, загоревшееся авиационное топливо проплавило лёд, и обломки самолёта с остатками бомб ушли на дно океана. Занавес.
Опять деактивация площади по настоянию датской стороны. Американцы хотели всё хорошенько прокипятить и слить в океан, но эти местные... Пришлось нагонять людей и заниматься делом. А там еще и скандал, так как Дания заявляла свою территорию безъядерной зоной и бомбардировщика с таким грузом там быть не должно. Забегая вперёд: в 90е окажется, что и на самой Туле хранились ядерные боезапасы. Но этот, второй скандал, разразиться только в 1995 после публикации секретных документов. А пока громыхал первый. Местные и американцы получали дозы радиации. Советы выражали категорические протесты. Радиоактивные обломки и лёд самолётами уходил на территорию США. Операция "Хромированный купол" была оценена еще разочек и была признана очень-о-о-очень опасной и прекратилась.
После была операция по обследованию дна и поиска чего-то.
Сами американцы говорили в официальных заявлениях, что это всего-лишь обследование дна и нечего больше. Так нечего и не найдя в массивных обломках на дне, свернули проект. Высказывалась версия о том, что они ищут урановый сердечник одной из бомб. На основе рассекреченных в 1995 году документов пресса и независимые эксперты высказывали версию, что были найдены обломки только трёх из четырёх бомб, а судьба четвертой осталась неизвестной.
Ликвидаторы Дании будут много лет судиться за получения компенсаций по утере здоровья. Власти Дании и международные организации будут игнорировать их требования вплоть до 1997 года. В нём 1700 датских ликвидаторов получат по 50 000 крон от датского правительства и эту историю окончательно придадут забвению.
Предлагаем вашему вниманию другие части данной статьи :
Крушение самолётов с ядерным оружием. Часть 3
Крушение самолётов с ядерным оружием. Часть 4
Если статья вам понравилась, подписывайтесь. Вам не тяжело, автору приятно. Так мы будем знать, что материал интересен, что в свою очередь, будет мотивировать на написание новых статей. Спасибо за прочтение.