Легенды о судах, бороздящих моря без команды и капитана, родились, наверное, вместе с самим мореплаванием. Самая известная из них о “Летучем голландце” - жестокий капитан разгневал Бога и в качестве наказания Бог испепелил всю команду, а душу капитана вселил в корабль, обреченный на бесконечное плавание. Доподлинно неизвестно о существовании даже судна с таким названием и уж тем более ничем не подтверждается сама легенда, но историю эту моряки рассказывают уже не одну сотню лет, а само название “Летучий голландец” стало нарицательным. Но есть и доподлинно известные истории морских судов, путешествующих без экипажа, можно вспомнить хотя бы теплоход-призрак “Любовь Орлова” или историю парохода “Байчимо”, которую мы сейчас расскажем. В 1914 г. в Швеции на верфи “Линдхольменс” было спущено на воду грузовое судно усиленного ледового класса “Ангерманельфвен”. Имя судно получило в честь самой длинной реки Швеции - Ангерман. Пароход строился по заказу транспортной компании из Германии, портом приписки “Ангерманельфвен” стал порт Гамбурга. Судно длиной чуть более 70 метров приводилось в движение паровой машиной тройного расширения. После сдачи заказчику “Ангерманельфвен” стал перевозить грузы между Гамбургом и портами Швеции. После окончания Первой мировой войны Германию обязали передать судно по репарации правительству Британии. В 1921 г. уже под британским флагом пароход “Ангерманельфвен” у правительства выкупила компания Гудзонова залива. Новые судовладельцы первым делом сменили имя судна, назвав его “Байчимо”. Новым портом приписки судна стал Шотландский порт Ардроссан. Основной задачей “Байчимо” были рейсы в канадскую Арктику, где судно обходило промысловые базы и, скупая шкуры у зверобоев, доставляло их обратно в Шотландию. В сентябре 1931 г. возле мыса Барроу на Аляске “Байчимо” оказалось в ледовой ловушке.
Скованное льдами судно не могло продолжать движение. Спустя месяц ожидания изменений в погоде, команде стало ясно, что придется зимовать во льдах, но отапливать всю зиму застрявший во льдах пароход было просто нечем. Капитан Корнуэлл принял решение покинуть судно, разбить лагерь ближе к цивилизации и в нём дожидаться весны. Часть команды ежедневно возвращалась на “Байчимо”, очищала от снега палубы и поддерживало пароход в надлежащем состоянии. Но в конце ноября сильные метели не позволили добраться до судна, а когда погода стихла команда не обнаружила “Байчимо” на месте. Сначала экипаж решил, что пароход утонул, но позже один из местных инуитов, охотившийся в тех местах, сообщил что видел покинутое людьми судно в 72 киллометрах от их лагеря. Экипаж принялся догонять своё судно, но, обнаружив пароход зажатым тяжелыми паковыми льдами, команда поняла, что “Байчимо” не удастся спасти и, забрав с парохода всё самое ценное, стала дожидаться спасения.
Судовладелец, узнав о злоключениях своей команды, отправил за экипажем самолёт и вывез команду на родину. “Байчимо” и часть груза которую не смогли забрать моряки списали. Но о “Байчимо” спустя пару месяцев вновь появилась информация: судно не затонуло и мирно дрейфует во льдах. Капитан, собрав необходимую для спасения часть экипажа снова выдвинулся в Арктику. “Байчимо” нашли в 480 км от места начала дрейфа, но льды так и не отпустили судно и пароход вновь пришлось бросить. Списанный пароход продолжал собственное путешествие по Арктике и даже приносил людям пользу. На нём останавливались многие исследователи Арктики, местные жители, охотники. В 1933 г. сильнейший шторм застал в дороге группу местных Инуитов, случайно найденное ими брошенное судно спасло им жизни позволив переждать непогоду на протяжении 10 дней.
В 1939 г. капитан Хью Полсон узнавший о брошенном во льдах пароходе предпринял попытку найти и спасти “Байчимо”. Расспросив местных жителей капитан смог предположить местонахождение судна и не ошибся, но вывезти судно из ледового плена ему так и не удалось.
Упоминания о найденном в арктических льдах судне будут встречаться еще много много лет. Последний раз “Байчимо” видели в 1969 г., то есть спустя 38 лет после того как команда покинула судно. После этого нет подтвержденных фактов о встрече парохода. В 2006 г. правительство Аляски начала кампанию по поиску уже ставшего знаменитым в этих местах парохода “Байчимо”, но пока поиски не увенчались успехом, судно не встречалось ни во льдах ни на дне местных морей. Так что вполне возможно, что и сегодня в холодной Арктике среди льдов путешествует корабль-призрак “Байчимо”.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram