Статья будет большая, постараюсь опубликовать весьма интересные факты по истории ВВС и Казани. Итак, в Казани, кроме Танкового и Артиллерийского училища, существовала Школа Младших Авиационных Специалистов, благополучно расформирования и ликвидированная, если память не изменяет в 1997 -98 году. Фото внизу времён Российской Империи.
Справка по зданию
В списке пригодных для размещения военного состава оказались корпуса бывшей Журавлевской мельницы на Адмиралтейской улице. В приказах по Казанскому военному округу на 4 декабря 1907 года в данном здании значится квартирующая сотня 4-го Донского казачьего полка.
В переписке Казанского городского головы от 23 августа 1910 года имеются сведения о необходимости срочного ремонта и перестройки зданий бывшей мельницы Журавлевых для размещения в них казарм для 161-го Александрийского полка. Он располагался там с 1910 по 1914 годы.
В советское время в зданиях размещалась Школа младшего авиационного состава, или ШМАС, в своё время, здание ШМАС, передали УИН РТ, зачем и почему возникла эта идея непонятно... Но! Благодаря этому, ко мне попали любопытные предметы... И фото... В 1997 последние офицеры и прапорщики передавали здания и помещения сотрудникам УИС.
Именно оттуда достались данные погоны.
Удивляет складское состояние? Так и погоны со старого вещевого склада ШМАС. Сами погоны байковые, обр. 1943 года, поле погон байка голубого цвета, кант чёрный , эмблема жёлтая. Основа погона хлопчатобумажная полухлястик и шлевка из ткани основы.
Интересно исполнение галуна, нашивки младшего сержанта нашиты не в мастерской и не вручную... Нашивки выполнены заводским способом, до сборки поля и основы погона, на обратной стороне погона отсутствует линия шва.
Бирки на погонах фабричные, состояние эталона складского состояния!
Немного фото крупным планом.
Смотрим пуговицу, а даты нет, пуговица образца 1946, задник пуговки вогнут, как на петличных пуговицах. Ссылка, рассматривал здесь.
Ещё галерея макросъемка.
С погонами все понятно, кант отменили в 55ом. Если обратите внимание, цена на погонах ещё до реформы 61 года. В пятидесятых годах прошлого века цены на водку колебались от 21 рубля 20 копеек, за водку обыкновенную, до 30 рублей 70 копеек за бутылку «Столичной», это так, к слову.
А причем здесь Чукотка? Отвечу. Наряду с погонами кое-что перепало со ШМАСа и по фото.
Обратите внимание на старшего сержанта справа. Запомнили лицо?
Подпись к фото
Год 1946, и "память о Чукотском полуострове"
Что делали летчики на Чукотском полуострове? Вспомним старшего сержанта?
Слева тот же старший сержант ВВС... И подпись к фото объясняет всё.
По подписи известно что его зовут Измаил.
И ещеодно фото на фоне самолета Дуглас.
Обратная сторона, к сожалению без подписи.
В июле 1943 года начальком авиа трассы был подписан приказ о формировании управления аэропортами 1 класса (Киренск, Якутск, Сеймчан, Уэлькаль). По штату им полагалось два легковых автомобиля, шесть грузовых, 12 специальных и четыре трактора; личный состав — 100 военнослужащих и 127 вольнонаёмных. В августе под управление трассы был передан Красноярский аэропорт 1 класса, до того находившийся в ведении ВВС. В аэропорту располагалась Харьковская военная авиационная школа.
1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолёты из Фербенкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались на свою базу транспортными самолётами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк.
Согласно отчёту дивизии по трассе АлСиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: В-25 — 729 штук, В-20 — 1355. Истребителей: Р-40 — 47, Р-39 — 2616, Р-63 — 2396, Р-47 — 3 штуки. Транспортных С-47 — 707, С-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных АТ-6.
Первоначально "Дугласы" поставляли в Советский Союз с американскими знаками, белыми звездами в синем круге. У нас поверх белых звезд наносились красные, а синие круги, как правило, оставлялись. Затем появились адаптированные к нашим потребностям красные звезды в белом круге - на фюзеляже и снизу на крыле. Белые круги, как демаскирующие, обычно на местах закрашивались. Лишь осенью 1944-го на американских заводах стали наносить обычные советские звезды с окантовкой без кругов - на фюзеляже и снизу на крыле.
На всех американских машинах на киле были серийные номера желтого цвета - первая цифра обозначала год выпуска, остальные - номер самолета. По причине интернациональной любви военных к порядку эти номера у нас закрашивались редко - они, порой, были единственным отличительным знаком самолета при эксплуатации. Но чаще в частях дополнительно наносились бортовые номера различных цветов, нередко, необычно большие для советских ВВС, вплоть до четырехзначных. Самолеты, оказавшиеся в гражданской авиации, получали соответствующие обозначения СССР-Л, - Н и тому подобные, номер и надписи "Аэрофлот", "Полярная авиация" - белого цвета.
Вот такая история!
У меня, конечно есть, вопросы! Как фото попали в ШМАС? Ведь в Казани существовало Авиационное техническое училище дальней Авиации.?, хотя на фото у солдат не технические эмблемы, да и на погонах тоже.
Но что есть то есть. На фотографиях сержанты 2-го Авиаполка осуществлявшего перегон самолётов поступавших по Ленд лизу , после 1946 года, проходившие службу в Казани.
К специалистам вопрос? По бортовому номеру, определить судьбу самолёта возможно? Номер 4770066, красивый номер!
На сегодня ещё не все.
Пользуйтесь, подписывайтесь, рекомендуйте.
Как всегда, самое интересное впереди!
С уважением Gerr Major.