Найти тему
Алтапресс — news

Галина Юзефович: чем болеет литература сегодня и какие книги непременно нужно прочитать

Оглавление

Недавно в краевой библиотеке им. Шишкова завершился фестиваль «Издано на Алтае». Его главным гостем стала один из самых популярных книжных критиков страны Галина Юзефович. На онлайн-встрече с читателями она рассказала о самочувствии российского книжного рынка, почему аудиокниги захватывают мир и какие новинки точно нельзя пропустить.

Галина Юзефович.
Галина Юзефович.

Диагноз: все плохо

- Книжная отрасль России поживает, мягко скажем, неважно. Какие симптомы плохого состояния? Невероятно низкие тиражи. За 12 лет они обрушились на 40-60 процентов.

Сегодня средний тираж – жалкие 2-5 тыс. экземпляров, для нашей огромной страны с традиционным уровнем интереса к чтению это трагически мало. Для сравнения, такие тиражи нормальны для Норвегии.

За прошедший год все стало еще хуже – на пике пандемии и закрытых книжных магазинов, розница упала на 60-80 процентов.

Книжная ярмарка "Издано на Алтае".
Книжная ярмарка "Издано на Алтае".

Следствием низких тиражей и плохой розницы стали низкие авторские гонорары.

Писатели получают смешные деньги, на которые нельзя зарабатывать писательством. Чтобы иметь возможность выделять 80 процентов времени на это, нужно быть Гузель Яхиной, а лучше Борисом Акуниным или Дарьей Донцовой.

Еще одна проблема – отсутствие литературных агентов, которые обеспечивали бы приток новых авторов в издательства. Во всех странах издательства – довольно консервативные учреждения, которые не очень горят желанием публиковать что-то новое.

Литературные агенты – это люди, которые отважно ныряют в глубины новых имен и названий, вытаскивают их и на свой страх и риск предлагают издательствам. В нормальной ситуации они получают от 10 до 30 процентов от авторского гонорара.

Издано на Алтае.
Издано на Алтае.
В России авторский гонорар в среднем составляет 80 тысяч рублей.

И в дальнейшем с продаж писатель может получить тысяч 20-30 в год. Как вы понимаете, если человек не пишет по два романа в месяц, то это не те деньги, на которые можно жить. Понятно, что если от такого гонорара платить еще и агенту – то писатель совсем останется ни с чем.

Отсутствие литературных агентов в России приводит к тому, что начинающему автору очень сложно найти свой путь к читателю, издателю и славе.

Все плохо у нас и с книготорговлей. Рискну предположить, что в Барнауле есть магазины сети «Читай-город» и небольшой независимый книжный магазин, где можно найти чуть более необычную литературу. Соответственно, более 80 процентов россиян покупают издания в оффлайновых магазинах.

Барнаул. В библиотеке на поселке Южном.
Барнаул. В библиотеке на поселке Южном.

Поскольку магазинов мало и выбор примерно одинаков, книготорговля развита не слишком хорошо. Люди не имеют возможности узнавать о новых книгах и их покупать.

К тому же есть такая история, как короткий покупательский импульс. Когда мы приходим в магазин, видим книгу, она нас заинтересовала, мы ее берем сразу или открываем приложение любого маркетплейса и заказываем ее онлайн. Если мы не можем ни того, ни другого – например, в магазине она слишком дорогая, а онлайн раскуплена – покупатель про нее забывает.

Также в России не эффективно работают литературные премии. Во всем мире они – важнейший маркетинговый институт. Мы узнаем о книгах благодаря литературным премиям. К сожалению, в России они не сумели стяжать себе достаточного авторитета, чтобы влиять на читательские предпочтения.

Скажем, в Великобритании при попадании книги в лонг-лист Букеровской премии продажи увеличиваются примерно в сто раз. При попадании в короткий список – еще больше. Потому что британцы привыкли доверять этой литературной премии.

В России такая привычка не сформирована. При попадании в список премии «Большая книга» продажи увеличиваются лишь в рамках статистической погрешности.

Любая литература чувствует себя лучше, если она включена в широкий мировой контекст, как это было в начале XX века, когда русская литература читалась в той же степени хорошо, что и на родине. В этом плане, например, Толстой был мировой звездой. Сегодня у нас нет таких примеров.

Библиотека.
Библиотека.

Можно сказать, что это связано с упадком литературы в целом, но не все так просто. Россия сегодня в мире не очень в моде, воспринимается как «плохой парень» и это отвращает как читателей, так и издателей. Играет роль и некоторая «герметичность»: русские писатели пишут для русских читателей.

Читатель не имеет возможности опираться на экспертное мнение. Литературная критика – такой же институт, который в идеале должен влиять на читателя. Критики формируют литландшафт, они его описывают и осмысляют. В России же людей, которые системно, постоянно и на высоком уровне писали бы о книгах, очень мало. Думаю, мы назовем лишь с десяток имен.

Также российский книжный рынок предельно монополизирован. Существует одно большое издательство "Эксмо/АСТ", которое контролирует 60-80 процентов рынка. К тому же это не просто издательство, а интегрированный холдинг.

Им принадлежат несколько онлайн-сервисов, например, «Литрес» или Mybook. «Читай-город» - тоже его часть. Поэтому заходя в этот магазин, будьте готовы, что значительная часть ассортимента – это книги этого издательства.

Следствием всего этого молодые талантливые авторы «вымываются» из писательского дела – чтобы заработать на жизнь, они вынуждены работать копирайтерами или журналистами.

Надежда есть

- Понятно, что жаловаться на жизнь легко и приятно – выглядишь невинным страдальцем. Гораздо интереснее найти более позитивные тенденции – и сегодня они тоже есть.

Вновь возрастает интерес к малой прозе, несмотря на то, что значительную часть рынка занимают романы. Когда временной ресурс ограничен, хорошо предлагать читателю короткие, компактные, обозримые фрагменты текста. Это вовлекает людей в чтение и возвращает привычку читать, что радует.

Книжный фестиваль "Издано на Алтае".
Книжный фестиваль "Издано на Алтае".

Огромный интерес сейчас к литературе нон-фикшн. 10 лет назад 100 процентов рынка просветительской литературы составляли книги переводные. В России этого жанра не было. Сегодня у нас зачастую нон-фикшн пишут лучше, чем на Западе. Русский нон-фикшн – это та часть русской современной литературы, которая довольно активно экспортируется.

Сейчас мы находимся на подъеме литобразования. Раньше на всю страну был один институт им. Горького (который унаследовал большую часть достоинств и недостатков от советской эпохи), сейчас мы видим, что появляются альтернативные формы обучения. А это говорит о том, что «если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно».

А еще в России очень бурно развиваются книжные клубы.

Громкий аудиобум

- Сегодня мы живем на этапе колоссального аудитопрорыва. Аудиокниги захватывают рынок, причем делают это очень правильным способом.

Это не конкурент и не замена бумажным книгам. 70 процентов слушателей аудиокниг – это люди, которые раньше в среднем читали четыре книги в год, что очень мало.

Интересно, что спрос повысился после выхода книг, которые изначально пишутся для аудиоформата. И только потом выходят в бумажном виде. Фактически появляется новый тип литературы – для потребления на слух.

Фестиваль "Издано на Алтае".
Фестиваль "Издано на Алтае".

Я собрала три самых громких проекта за последнее время. Первый – это «Тени тевтонов» Алексея Иванова.

В книге одна линия событий разворачивается в 1945 году: советские войска захватывают Восточную Пруссию, а в подземельях тевтонского ордена герои ищут некий магический артефакт, «меч сатаны». История предмета раскрывается во второй линии романа, в XVI веке. У произведения очень динамичное, захватывающее повествование.

Второй – это «Пост» Дмитрия Глуховского. Он до сих пор не вышел в виде книге, то есть произведение существует только для слушателей.

Речь идет о постапокалиптической реальности: Россия погибла в результате некой катастрофы, а главные герои живут на блокпосте на Волге, где защищают границы оставшегося мира. Граница проходит по мосту через реку.

И однажды на этом мосту появляется поезд. Что за силы едут в нем, кто же прорывается в вагонах из необитаемых мест – это героям и предстоит узнать.

Также в аудиоформате вышла книга «Маса» Бориса Акунина – спин-офф историй о сыщике Эрасте Фандорине. Это приключения оруженосца и верного помощника Масы после смерти его патрона. Получился очень ностальгический оммаж к циклу лучших времен.

Новые имена

- Понятно, что новым именам сегодня пробиться до издателя и читателя непросто.

Тем не менее, вот четыре книги, которые я бы хотела порекомендовать.

Все мы знаем фамилию Пелевин, но в сочетании с именем Виктор. Сейчас на горизонте возник еще один человек с такой же фамилией, только зовут его Александр. Это молодой писатель из Санкт-Петербурга, автор четырех романов: «Здесь живу только я», «Калинова Яма», «Четверо» и «Покров 17».

В последнем его романе «Покров 17» тоже разворачиваются две временные линии – это 1942 и 1993 года. Автор романа о Второй мировой войне отправляется писать статью о странной закрытой территории «Покров 17».

Он обнаруживает, что внутри происходит совершенно не то, что он себе представлял. Это не секретное производство, а чудовищная аномалия, местность, в которой реально обитают чудовища.

Научный институт пытается разобраться в происходящем, но это у них не очень хорошо получается. Внезапно главный герой начинает видеть некоторые параллели с собственным романом о Второй мировой.

Это очень увлекательная книга, в которой хочется разобраться, что же происходит на самом деле. С другой стороны, это произведение не столько ради простой интересной истории, в ней есть глубокие социально-философские и исторические месседжи.

Читатели - люди старшего поколения.
Читатели - люди старшего поколения.

«Риф» Александра Поляринова - еще один прекрасный пример бестселлера. Одна из трех героинь живет в северном промышленном городе и узнает, что задолго до ее рождения здесь произошел расстрел рабочей демонстрации. Понятно, что это отсылает нас к событиям 1964 года в Новочеркасске, о чем недавно снял фильм «Дорогие товарищи» Кончаловский.

Вторая героиня снимает документальное кино и интересуется историей секты. А третья женщина, молодая американка, оказывается вовлечена в секту, которой владеет ее научный руководитель – яркий, харизматичный, бесконечно жестокий, который получает удовольствие от того, что подчиняет своей воле собственных студентов. Эти три истории сходятся довольно неожиданным способом.

Собственно, основная идея этого романа в том, что непроработанные исторические травмы, темные пятна прошлого делают человека легкой добычей разного рода манипуляторов. Единственный способ борьбы с этим – это осмысление и переживание тех самых травм прошлого.

Третья книга, которая внезапно оказалась в центре большого скандала – это «Невероятные происшествия в женской камере №3» Киры Ярмыш. На проходящей книжной ярмарке «Нон-фикшн» ее руководство в одностороннем порядке запретило презентацию издания.

Причина странная – Кира Ярмыш, которая является пресс-секретарем Алексея Навального, сейчас находится под домашним арестом до конца июня. Хотя она написала книгу совсем не политическую.

Книжные полки
Книжные полки

Это отличный роман, который лишь начинается как политический, продолжается как мистический, а заканчивается как философский. Начинается он с того, что молодая москвичка отправляется на юг, попадает на несанкционированный митинг, потом в тюрьму и проводит там 10 дней.

В камере она встречается с другими девушками, которых посадили за езду без прав – и внезапно в этом совместном пребывании в тюрьме, которая выглядит совсем не ужасно, героиня замечает потайное дно во всем, что ее окружает.

И это оказывается размышлением автора о России, современном состоянии общества, положений женщин. В общем, это увлекательное, многослойное повествование, которое, на мой взгляд, совершенно достойно того, чтобы о нем говорили вне политического контекста, как о высоком образчике современной прозы.

И последняя книга – это «Павел Чжан и прочие речные твари» Веры Богдановой. Автор начинала как писатель-фантаст под псевдонимом Вера Огнева. Она писала энергичные, очень выстроенные на западный манер произведения – что-то похожее на «Голодные игры», «Дивергент» и прочее.

«Павел Чжан и прочие речные твари» - это социально-философская фантастика. Россия находится под влиянием Китая, но это не выглядит, как кошмарная оккупация, скорее как естественный путь развития.

Книжный фестиваль "Издано на Алтае".
Книжный фестиваль "Издано на Алтае".

А вот что не совсем естественно – так это то, что профессиональная идентичность «съела» идентичность человеческую. То есть люди определяют себя и близких людей исключительно через то, что они делают.

Персональное, духовное, интеллектуальная жизнь вынесена на периферию – в фокусе оказываются только твои профессиональные достижения. И вот Вера Богданова конструирует некоторую героя, ищущего свою связь с корнями в мире, котором самым главным оказалась работа. Думаю, что такую ситуация несложно спроецировать на собственный опыт.

Коротко говоря, у нас появилось достойное количество новых имен и книг, которые имеют полное право встать на полку рядом с книгами более известных и опытных мастеров.

Какие еще книги посоветовала Юзефович

  • Сборник разных текстов «Конец света, моя любовь» Аллы Горбуновой
  • «Земля случайных чисел» Татьяны Замировской - рассказы, существующие на грани между фантастикой и реальностью
  • Хоррор-рассказы «Вьюрки» Дарьи Бобылевой
  • Документальный роман "Безлюдное место. Как ловят маньяков в России" Саши Сулим
  • "Вирус, который сломал планету" Ирины Якутенко
  • Исследование "Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР" Александры Архиповой и Анны Кирзюк
  • Познавательная книга «Евангелие от LUCA» биолога Максима Винарского о всеобщем предке, жившем 4 млрд лет назад

Что известно о критике

Галина Юзефович — российский литературный критик. Дочь писателей Леонида Юзефовича и Анны Бердичевской. В 1999 году окончила историко-филологический факультета РГГУ.

Сразу после выпуска ее литературные обзоры печатали в таких изданиях, как «Ведомости», «Огонёк», «Эксперт», «Итоги», в «толстых» литературных журналах — «Знамя» и «Октябрь».

В 2013 году входила в жюри литературной премии НОС. С 2014 года является обозревателем интернет-издания «Медуза».

Юзефович написала три книги: «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе», «О чем говорят бестселлеры. Как все устроено в книжном мире» и «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг».

Критик ведет свой канал на Youtube, где берет интервью у российских знаменитостей. Является приглашенным гостем в передаче «Вечерний Ургант», где рассказывает о книжных новинках.

Записала Надежда Чехович. Фото Анна Зайкова.