Найти в Дзене
По России с любовью

Новый регламент экзамена в ГАИ - моя первая попытка

Оглавление

Делюсь моими впечатления от первого опыта подобного экзамена. Я "опытный" кандидат - сегодня "не сдала" на права уже 8 раз!

Честно, пока я не очень фанатею от идеи вести машину самостоятельно. В окно не получится любоваться... И такие вот фотографии снимать...
Честно, пока я не очень фанатею от идеи вести машину самостоятельно. В окно не получится любоваться... И такие вот фотографии снимать...

Сегодня, через почти три месяца после прошлой неудачной сдачи, снова пошла на экзамен. Такой большой перерыв получился из-за того, что болела ковидом долго, а потом не было свободных мест.

За это время в России приняли новые правила сдачи экзамена на права и выдачи водительских удостоверений. Площадки теперь нет, все элементы нужно выполнять в боевых условиях реальность, то есть на дорогах общего пользования.

Вообще, это решение обсуждали долго. Помню, что еще прошлым летом говорили, что не примут - потому что экзаменационные машины принадлежат автошколам (по крайней мене, в Троицке везде так), а кто будет нести ответственность в случае какого-то чп? кандидат, у которого даже прав нет, инструктор, который в момент экзамена не имеет даже права находится в машине, или инспектор??? Но этот вопрос решили так: сдаем экзамен теперь на машинах ГАИ. А это, между прочим, дополнительный стресс... Но что случилось, то случилось...

В чем сложность нового экзамена:

  • Экзамен сдается на незнакомой машине
  • Нет четкого маршрута. Теперь любой экзамен - это импровизация. Никогда не знаешь, куда инспектор завезет. Поэтому ориентироваться нужно дорожной ситуации в целом, учитывать много факторов, вести машину в реальной жизни.
  • За время экзамена нужно выполнить 15 упражнений в реальной дорожной ситуации, в том числе, например, выехать на трассу и осуществление опережение.
  • Длительность одного экзамена теперь сильно увеличилась. Инструкторы говорят, что катаются теперь по 20-30 минут, иногда даже и по 45. А вы попробуйте за такое время не сделать ни одного нарушения (если знак 20, то 21км/час на экзамене - уже нарушение!)? Часто люди валятся уже выполнив все упражнения, но от усталости не заметив подходящего за кустами к зебре пешехода...

А что хорошего?

  • При выполнении постановки машина на стоянку задним ходом можно сделать эту операцию в два захода, то есть, если понимаете, что не вписываетесь, допустимо проехать вперед, выправить машину и въехать со второй попытки. Это, конечно, легче!
  • Теоретически можно "отмахаться" за один раз. Но, если честно, пока таких талантов не встречалось

Больше плюсов не нашлось...

Инструктор меня настраивал на расстраиваться и поставить цель просто подольше покататься. Потому что с первого раза не сдает никто. А чем больше раз человек сдает, тем позднее его ставят в очередь и тем больше катают... Поэтому я постаралась максимально расслабиться.

8:30 - 9:30 - время ожидания на площадке. Меня всегда удивляло, зачем говорят приходить так рано, если инспектора никогда так рано не приезжают... Но летом час прождать ок. В ноябре мы как то с 10 до 13 ждали при минус 10, и без возможность хоть где-то согреться...

9:30 - приехали инспектора, распределили всех по пятеркам. Номер "один" из пятерки садится в экзаменационную машину. За каждой машиной следует машина сопровождения, в которую сажают следующих 4 счастливчиков. Нас распределили по пятеркам и я оказалась третьим номером во второй пятерке.

9:33 - пошла в кафе напротив, взяла омлет, салат и зеленый чай, достала книжку. Решила, что постараюсь отвлечься на что-то милое - читала биографию Елену Маньенан - хозяйки гостиницы в Плесе (кстати, писала о нем здесь: Гостеприимство самого понтового места), смотрела на березы, старалась глубоко дышать и не выпускать из виду происходящее на площадке.

10:35 - подняла голову от книжки и увидела какой-то подозрительный оживляж. Заметив плоскую фуражку, вскочила со стула и понеслась на площадку. Кандидат "номер один" уже сидел за рулем, остальные только подходили к машине сопровождения. Но я то знала, что я третья, значит, успела. Но инспектор (капитан) увидев меня, грозно гаркнул: "Где вы ходили"? Я решила, что посещение туалета более уважительная причина, нежеди завтрак, поэтому решила слегка соврать... Это меня не спало. Инструктор сказал: "Раз вы такая опаздывающая, давайте мы с вас начнем, а то еще в машине сопровождения потеряетесь". Кто-то из моей пятерки прошептал: "это не сдача автоматом?"...

Тут надо сказать, что еще один стрессовой момент состоит в том, что инспектора, принимающие экзамен теперь "новые" - в апреле как раз поменялся состав Троицкого ГАИ. И о том, что они "не очень вежливые" ходят уже легенды. Руководительница автошколы в напутственном слове нам даже говорила, что если будут ругать, пропускайте через себя... не принимайте и не ругайтесь... особенно говорят, что "вредничает" капитан...

Капитал высадил кандидата "номер один" и сказал мне садится за руль.

Дальше помню все как в замедленном кино... Стараюсь максимально не спешить и глубоко дышать, одеваю маску, перчатки, сажусь в машину... Конечно, нервничаю.

Капитан, на мое удивление начинает сразу со мной говорить, как обычный человек (обычно инспекторы говорят очень строго и только по делу). А здесь мы даже парой фраз перекинулись, я рассказала, что сдаю аж с 2012 года... Я пожаловалась на первую автошколу, которая на долго отбила желание водить, он поддержал разговор.

В общем, по сути совершенно не важный для него разговор (до начала экзамена!) меня здорово успокоил и как-то заземлил. Я прямо себя человеком почувствовала. Да, я еще волнуюсь, но все-таки могу это волнение как-то унять.

10:40 Выезжаем с места старта. По началу выезд мне перегородил трактор, у нас перекладывают тротуары (спасибо, Собянин). Пришлось встать, ждать, переключаться. Я стараюсь максимально не спешить и быть спокойной. Хорошо проезжаю круговое движение, выезжаю на прямую. И даже понимаю, что все в принципе не плохо. Машина едет, я контролирую процесс...

Инспектор говорит: "разворачиваемся в одно движение, без использования прилегающей территории". Я продолжаю ехать прямо - так как не вижу удачного места для разворота. По дороге еще успеваю пропустить пешехода. Но уже начинаю слегка нервничать, что долго не выполняю команду.

И вот подходящее место, но тут разворачивается учебная машина, а потом едут еще машины... Включив поворотник, стою на дороге и всех пропускаю (кстати, для меня самое сложное - именно разрешить себе стоять на дороге - потому что, будучи пассажиром я всегда думаю про таких водителей - вот идиоты, чего стоят на проезжей части, не проехать же... мешают другим...).

В общем, все, наконец, разъехались, и я начинаю маневр. Но тут оказалось, что эта чертова учебная машине не уехала, а встала. И я уже начинаю теряться, потом вижу как на меня выезжает грузовик из двора. Да, он должен уступить, но у меня уже нарушается какое-то ощущение пространства, я начинаю нервничать, поворачиваю руль, вспоминаю, что мне бы еще посмотреть назад (кстати, наверное, не стоило...) и, замешкавшись, не успеваю правильно выкрутить руль - вписываюсь в сплошную линию встречного направления.

Инспектор берет управление в свои руки (ноги), мы припарковываемся у тротуара и он мне очень спокойным голосом, объясняет мне мою ошибку, поправляя и объясняя, как можно было бы исправить ситуацию (всего то надо было поскорее покрутить руль!). При этом даже похвалит меня, что я правильно выбрала место разворота и очень "деликатно" подрезала грузовик, который, вообще-то перся на меня, нарушая ПДД.

  • 10:48 - пишу мужу сообщение, что "не сдала"

____________________________

Итого весь мой экзамен длился меньше 10 минут. Но хотя я и не сдала, у меня было ощущение, что я большая молодец! Надо признать, из моих последних 4 сдач (остальные были в 2012 году) такое впечатление у меня впервые. Обычно после провала злость либо на инспектора (бывало, что под руку говорил прям как специально) или не себя). А тут прямо реально какой-то эмоциональный подъем и уверенность, что рано или поздно - но я все-таки эту историю завершу и права получу.

В общем, мое резюме по итогам первой сдачи:

  • Подобный тип экзамена хорошо настроен на то, чтобы проверять умение управлять машиной в реальных условиях. С точки зрения навыков вождение, конечно, это на много лучше показывает умение/неумение водителя.
  • Однако, новичку, у которого вождение еще не "на автомате", сдать его реально очень сложно - так как к сложности нового процесса, непрогнозируемости ситуаций, которые нужно решать, добавляется еще и очень большое волнение.

Как решать эту задачку? Буду просто считать, что все это время учусь водить. Надо приучить себя к тому, что я это могу, что я контролирую ситуацию и что мне нет причин напрягаться. И хотя скорее всего это займет еще долгое время, тем не менее, каждая такая "сдача" - это хороший урок вождения. А вот все сдачи на площадке, которые я до этого сдавала, для меня были просто пустой потерей времени.

Так что в целом, я считаю, что подобный регламент сдачи на права правильный. Другое дело, что, возможно, было бы справедливо сделать два уровня в правах: ученический (когда можно водить, но с определенными ограничениями) и профессиональный (с выездом на трассу и проч.). Тогда это испытание было бы пройти проще....

А вы долго сдавали на права?