Найти тему
Speech Consult

Тонкости презентаций, совет второй: как сохранить внимание аудитории

Оглавление

Всем привет! Я снова на связи! С тем, почему внимание слушателей может теряться, мы с вами разобрались в прошлой статье. Сегодня давайте поговорим подробнее, как это внимание сохранить. Способов на самом деле много, все зависит от вашей фантазии, но давайте разберем основные, конечно же, с примерами.

Источник: spark.ru
Источник: spark.ru

Игра с числами

По сути это игра с любопытством. Представьте, вы приходите на выступление и видите на флип-чарте написанные крупно числа.

70 20 90

Что вы подумаете? Это номер телефона, а может быть размеры какой-то супер-модели. Или, к примеру, если вы уже знакомы с Эффектом Гамака, вы можете предположить, что речь идет именно про него. Но тут начинается выступление, спикер подходит к флип-чарту и дорисовывает то, чего не хватало.

70 + 20 - 90 = 0

«Именно такая сумма была потрачена на постройку моего дома. Хотите узнать, почему?» — говорит он. Интерес подавил желание расслабиться и заинтересовал вас? И вы запомнили, возможно, одну из самых важных мыслей презентации.

Играйте с аудиторией

Все люди любят играть: взрослые или дети не важно. Вспомните игру «Чтобы ты сделал...»

К примеру: Что бы вы сделали, если бы были на месте своего руководителя?

Можно с вариантами ответа:

  1. Подняли бы себе зарплату
  2. Уволились
  3. Пошел бы учиться на презентуемый курс

Пусть ваша аудитория примерит на себя какую-нибудь роль или ситуацию. Хотя бы тот факт, что вы к ним обращаетесь, заставит мозг работать, в отличии от прослушивания монотонной, пусть и ценной информации.

Истории

Рассказывание историй или по-модному story-telling — это целый вид презентаторского искусства. Более подробно мы поговорим о нем в следующем выпуске. Пока подумайте вот о чем: что общего между Матрицей, Властелином Колец и фильмом Малыш-Каратист? Подумайте, пока не читайте дальше.

Общее — наличие героя и развитие сюжета вокруг него со всеми малейшими подробностями, чтобы слушатели погрузились в историю и следили за героем своими глазами. Приведу пример отличного сторителлинга с TED

Как вам? Было скучно? Мозг хотел отключиться? в 90% случаях, думаю, что едва ли. Все по тому что зачастую то, что произойдет дальше мы можем предугадать и когда у нас это получается, мозг «радуется» своему таланту и в кровь попадает еще немного эндорфинов. В этом видео прекрасно все: сюжет, детали о чувствах рассказчика, о погоде, даже одежда выступающего подобрана отлично. Благодаря этим нюансам мы попадаем в историю, которую для нас рисует Марк.

Если правильно построить все выступление в виде истории — вам не придется ловить сонные взгляды из зала.

Реквизит

На очередном воркшопе по выступлениям, преподаватель рассказывал нам о том, как происходит запоминание информации на докладах, где говорит только выступающий, а те, кто пришли его послушать молча внимают его словам.

— И вот вы рассказываете про ваш новый классный продукт... (берет пластиковый стакан и наливает туда воду из бутылки)

...Даёте много полезной информации... (наливает еще воды, до краёв)

...А на завтра после вашего рассказа, информации в его голове как не бывало (переворачивает стакан)

И тут вся наша группа напряглась «что он делает, он же сейчас выльет все на ковролин!». Но ничего не вылилось, по тому что до этого в стакан был насыпан порошок, впитавший в себя всю воду. Выглядел этот простой фокус очень эффектно и мало того, что лектор проиллюстрировал свои слова, так еще и смог вызвать у меня небольшой выброс адреналина, ведь в теории лужа на полу могла как-то повлиять на мое дальнейшее спокойное существование, а нашему мозгу только дай возможность пофантазировать.

Звуки

Коль скоро мы заговорили о том, что наш мозг может посчитать если не угрозой, то поводом сфокусировать внимание, то давайте поговорим про звуки, неожиданные для аудитории. Разделим их, примеру так.

Изменение голоса

Когда мы хотим подчеркнуть что-то в своем выступлении, мы можем сделать на этом акцент как повысив, так и понизив голос. Вообще любое изменение интонации, включая скорость, громкость или тон сфокусирует внимание слушателя на том, что вы сейчас говорите. Но не стоит это использовать слишком часто — люди или устанут или привыкнут к вашей манере и снова погрузятся в некоторого рода гибернацию.

Пауза

Очень полезный инструмент, если после нее вы хотите сказать что-то, что важнее ваших предыдущих слов. Когда вы о чем-то долго говорите и вдруг неожиданно сделали паузу секунд на 3-5, слушатели посчитают, что случилось что-то, что заставило вас замолчать и попробуют понять, в чем же дело, может им стоит обратить внимание, что происходит в комнате?

Неожиданный шум

Представьте, вы сидите на докладе, на сцене что-то рассказывают, вы уже давно потеряли нить повествования, решили проверить почту на своем смартфоне, как тут раздается какой-то шум, как будто что-то упало. Думаю, что только бесстрашные люди продолжат читать почту, остальные — поднимут глаза, чтобы узнать, не угрожает ли то, что упало им.

Я не призываю вас громить оборудование или ронять стулья, но уронить ручку или что-то такое же безобидное — вполне достаточно.

Говоря о паузах и работе с голосом, я хотел бы привести отрывок из Адвоката Дьявола. Послушайте речь героя Киану Ривз и обратите внимание на паузы и акценты, которые он расставляет

В качестве заключения на сегодня, хотел бы сказать, что это 5 отлично проверенных способов, которые сделают выступление более интересным и для аудитории и для вас. Однако, если у вас появилась какая-то идея — смело пробуйте ее в действии, даже на небольшой группе. Именно так формируется ваш спикерский «арсенал».

Как обычно, подписывайтесь, комментируйте, реагируйте.

До следующих записей!