Найти тему
Now&Then Russia

Можно ли было сохранить стены Китай-города? Показываю наглядно. #141

Стены Китай-города – практически полностью исчезнувшее многовековое укрепление Москвы. Их строила еще в начале XVI века мама Ивана Грозного Елина Глинская. Возводились Китайгородские стены по проекту итальянского архитектора Петрока Малого. Стена крепости были не такими высокими, как стены Кремля, но очень толстыми – 4 метра!

Китайгородская стена у Лубянки
Китайгородская стена у Лубянки

Могучее укрепление простояло в Москве 400 лет! Не раз их намеревались снести, но всегда защитники стен побеждали. В 1920-х годах была проведена крупнейшая реставрация в истории Китай-города. В таком идеальном состоянии стены никогда не были. Но в 1930-х их снесли для расширения движения!

Сегодня на примере участка у Лубянской площади и Театрального проезда мы посмотрим, возможно ли было сохранить стену или снос был действительно необходим?

Сперва отправимся в Малый Черкасский переулок.

1930-е/2021 гг.
1930-е/2021 гг.

Пример Малого Черкасского переулка очень показателен. Сейчас тут организованы две автомобильные полосы для движения. Как видно по снимку 1930-го года, они бы легко уместились и в проломные ворота древней стены. Для пешеходов были прорублены дополнительно две арки.

Фактически, в этом месте стена не мешала. Альтернатива вместо полного сноса была: прорубить более широкие проездные арки в местах, где это действительно нужно.

Теперь посмотрим на застройку вдоль Новой Площади от угла Театрального проезда.

1930/2018 гг. Современный кадр – Яндекс.карты
1930/2018 гг. Современный кадр – Яндекс.карты

Если мы мысленно наложим с вами старый кадр на новый, то получится, что стена Китай-города шла бы по краю нынешнего тротуара. То есть проезжую часть они никоим образом не занимала. Правда в советские годы дорога здесь подходила почти вплотную к зданиям. Зачем было делать такую широкую дорогу, на которой бы и самолет сел? Вопрос.

Внутриквартальная дорога у Малого Черкасского переулка. Фото 1930-е.
Внутриквартальная дорога у Малого Черкасского переулка. Фото 1930-е.

К тому же за стеной была еще отдельная внутриквартальная улица, где спокойно разъехались бы два потока движения машин. Сейчас на месте этой дороги тротуар.

Давайте сравним это место до сноса и после.

До

1920-е годы, стена еще не отреставрирована
1920-е годы, стена еще не отреставрирована

После

-6

Вид в 1950-е

-7

Тут наглядно видно, что после сноса стены дорогу неоправданно сильно в этом месте расширили. Как видно на снимке 1950-го года надобность в таком расширении отсутствовала – тогда просто не было такого потока машин, как в наши дни. Да и в наши дни, как мы знаем, тротуар теперь расширен до края существовавшей здесь стены.

Участок у Театрального проезда.

-8

В Театральном проезде та же ситуация. Фактически стена бы шла здесь по середине нынешнего тротуара. Хватило бы место всем: и машинам, и людям, и истории!

-9

После сноса стены и до постройки ТЦ Наутилус в 90-е здесь был просто сквер.

Стоил ли сквер сноса бесценной истории Москвы и, в целом, России? Мой ответ: нет. Как видно, стену на участке у Лубянской площади вполне можно было сохранить. Но, к сожалению, "старый мир" нещадно снесли.

Что вы думаете по этому поводу? Была ли действительная необходимость в сносе стены?

На этом сегодня все! Спасибо, что дочитали материал до конца.

Не забудьте подписаться на мой Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новый материал!

Мой блог есть также в Telegram, Instagram, Вконтакте.

Старые кадры взяты с чудесного сайта Pastvu.