Найти в Дзене
Bookmate Journal

7 книг, которые научат писать

Оглавление

Многие говорят, что писательский дар дается с рождения. На самом деле это такой же навык, как и все остальные, и развить его можно не только на курсах creative writing. Вот семь книг, которые способны заменить писательские школы.

Фото: Bettmann/CORBIS
Фото: Bettmann/CORBIS

Чтобы быть в курсе лучших книг, подписывайтесь на наш канал

Сделать первый шаг

Страх чистого листа, когда не знаешь, с чего начать — самый распространенный среди пишущих людей. Когда удается войти в креативный «поток», становится уже не так страшно и сложно, работа начинает приносить удовольствие. Только как до него дойти?

Юлия Кузнецова — автор книг для детей и подростков, лауреат Международной детской премии имени Крапивина. «Как я пишу» — пособие для начинающего писателя, который чувствует в себе желание работать, но не может перешагнуть барьер навязанных извне страхов и негативных установок. Часто нам мешает усвоенное с детства представление, что письмо — нечто сакральное, принадлежащее избранным. Юлия Кузнецова помогает автору набраться смелости и пишет о том, как создать правильную атмосферу, найти свои инструменты, преодолеть писательские блоки с помощью разных методик. «Детскость» скорее характеризует стиль автора: это наработанное умение подробно, но легко писать о сложных вещах, раскладывать их на составные элементы, объяснять доступным языком. Здесь нет пафоса и менторского тона, но есть честный рассказ о собственном опыте — о своих ошибках, промахах и найденных лайфхаках.

Это книга о простых вещах — например, о том, как найти способ письма, комфортный вам. Что удобнее лично для вас — скрупулезно выводить буквы гелевой ручкой? Купить винтажную печатную машинку? Или ничто не сравнится со скоростью набора на клавиатуре компьютера?

Юлия Кузнецова показывает процесс без прикрас — да, трудно, да, бывает больно, да, страшно — но в то же время все не так уж сложно, если просто начать. А начинать можно с чего угодно — вот хотя бы купить блокнот и записать в нем первую фразу. Слишком просто? Так почему бы это не сделать прямо сегодня.

Юлия Кузнецова «Как я пишу. На творческой кухне автора детских книг»

«Если поверить в свои силы, в то, что тебе все-таки нужно и важно написать, тогда встает другой вопрос. Как это сделать?»
«Если поверить в свои силы, в то, что тебе все-таки нужно и важно написать, тогда встает другой вопрос. Как это сделать?»

Тому, кто нуждается в поддержке

У музыкантов есть дирижер, у актеров — режиссер, который постоянно дает обратную связь. Писатель же творит в одиночестве, и очень часто нуждается в поддержке, чтобы двигаться дальше. Бывают периоды, когда хочется, чтобы кто-то просто сказал: «Надо же, а ведь и у меня было такое!» — и помог найти свой путь в творчестве.

Сьюзен Макконнелл, ученица Курта Воннегута, собрала его размышления и рекомендации из лекций, эссе и писем в книге «Пожалейте читателя». Это пособие не только для профессиональных писателей, но вообще для всех, кто хочет отточить свой стиль — для написания статей, аналитики, писем друзьям или даже просто интересных постов в социальных сетях. Это советы о том, как выбрать тему, натренировать свои собственные «связки», чтобы ваш авторский голос был звучным и уникальным. Для этого Воннегут предлагает брать приемы из текстов самых разных жанров: от писем с фронта до брачных контрактов. Сьюзен Макконнелл, в свою очередь, приводит примеры из текстов самого Воннегута — через эту призму хорошо видно, что влияло на писателя и как он сам использовал собственные рекомендации.

Прочитать «Пожалейте читателя» стоит хотя бы для того, чтобы еще раз услышать голос Воннегута — ироничный, местами даже едкий, но неизменно доброжелательный, мудрый и лишенный всякого пафоса. Голос наставника, который время от времени жизненно необходим каждому из нас.

Чтобы быть в курсе лучших книг, подписывайтесь на наш канал

База для сценариста

Короткая, но оттого не менее полезная книга по сценарному мастерству. Владимир Пропп — филолог, который почти сто лет тому назад написал выдающееся исследование «Морфология волшебной сказки». Оказалось, что все сказки построены из одних и тех же «кирпичиков», сюжетных элементов — они же называются функциями. Режиссер и продюсер Максим Бухтеев в своей книге «Как писать сценарии» рассказывает, как открытие Проппа используют голливудские режиссеры (например, Джордж Лукас) и как самому написать популярную историю, используя готовые элементы.

Бухтеев доказывает, что сюжеты всех культовых фильмов построены на функциях сказок: вот «отлучка» героев в фильмах серии «Один дома», вот поворотный «запрет» надевать кольцо во «Властелине колец». В завязке любой истории будет лежать «недостача» чего-либо — невесты, друга или денег; а самые популярные мелодрамы до сих пор нередко заканчиваются свадьбой.

Автор разбирает знаменитые фильмы и сериалы и наглядно показывает, как писатели играют на укоренившихся в нас с детства представлениях. Что делать с этой информацией, решать вам — вы можете идти вслед за читательскими ожиданиями или полностью отказаться от популярных приемов. Но, как говорится, чтобы нарушать правила, их нужно хорошо знать.

Максим Бухтеев «Как писать сценарии для кино по методу Проппа. Практическое пособие»

«Западные писатели, журналисты и сценаристы сразу оценили потенциал труда русского ученого, понимая, как можно использовать его для создания новых историй»
«Западные писатели, журналисты и сценаристы сразу оценили потенциал труда русского ученого, понимая, как можно использовать его для создания новых историй»

Преодолеть творческий тупик

Допустим, вы уже придумали сюжет и героев, поняли, зачем и как будете работать с текстом. Но довести работу до конца бывает намного труднее, чем начать, — пропадает запал и иссякает смелость. На любом этапе написания текста вас может настигнуть писательский блок — состояние, в котором вы не можете решить творческую задачу и двигаться дальше.

Журналист Евгения Пельтек в книге «Пишите — не пишите» предлагает посмотреть на текст с разных сторон: как на путь социализации, проработку своей травмы, способ осмыслить реальность, возможность получить отклик. А еще она предлагает попробовать практики, которые помогут найти новые творческие решения. Здесь и методы арт-терапии, и упражнения на внимательность, и разбор всех этапов творчества с точки зрения психологии: первая искра, самоанализ, поиск адресата, мотивации и единомышленников. Евгения Пельтек разбирает современные жанры письма: блоги, комментарии, посты в социальных сетях — и очень эффективно убирает флёр кажущейся «избранности» со знаменитых писателей и журналистов. «Пишите — не пишите» поможет меньше думать о результате и погрузиться в сам процесс, растянуть его во времени, понять и извлечь из своих возможностей максимум.

Евгения Пельтек «Пишите ― не пишите: Психологическое руководство для авторов по работе с текстом и собой»

«Принято считать, что авторы пишут, используя лучшее, чем владеют. Куда чаще книги рождаются из худшего. Из детской боли, обид, разочарований, горьких открытий»
«Принято считать, что авторы пишут, используя лучшее, чем владеют. Куда чаще книги рождаются из худшего. Из детской боли, обид, разочарований, горьких открытий»

Классика о письме

Небольшая работа классика русской и советской литературы Юрия Тынянова, шестнадцать заметок-наблюдений за собой и другими в творческом процессе. В эссе «Как мы пишем» Тынянов откровенно признает неудачи и рассказывает о прорывах. Это размышление о самой природе письма и работе человеческого сознания.

Прочитав Тынянова, можно взять на вооружение отдельные мысли и техники. Например, автор признается, что маленький рассказ всегда проще писать в маленьком блокноте — никаких полей, никаких отвлечений, максимально узкое пространство для текста, которое позволяет сосредоточиться. Так лаконичная форма может родиться даже у автора, который обычно страдает многословием. Тынянов рассуждает о том, как мы читаем текст, с чего начинаем работу, как первая фраза может убить все впечатление — и что нужно сделать, чтобы этого избежать.

Юрий Тынянов «Как мы пишем»

«Буду откровенным: когда садишься за белый лист, не знаешь, что выйдет. Большая неопределенность, серо кругом, куда пойдет? Вдруг я разучился писать, и все разбрелось, все вывалилось из рук?»
«Буду откровенным: когда садишься за белый лист, не знаешь, что выйдет. Большая неопределенность, серо кругом, куда пойдет? Вдруг я разучился писать, и все разбрелось, все вывалилось из рук?»

Не сдаться, а издать

Галина Врублевская — автор книг о психологии и популярных романов. Ее книга «Как писать прозу» посвящена практическим вещам, о которых часто молодому прозаику попросту некому рассказать. Она утверждает, что типичных ошибок, которые совершают новички, не так много — не больше десяти — и предлагает сосредоточиться на их разборе. Сказать, почему мы считаем ту или иную книгу гениальной, бывает трудно — зато промахи других мы замечаем сразу и способны их глубоко анализировать. Точно так же, по мнению автора, стоит поступать со своим опытом: не отмахиваться от неудач и не стыдиться провальных текстов — а использовать это как материал для будущего шедевра.

Галина Врублевская объясняет и чисто технические тонкости, которые будут полезны начинающему писателю: что такое авторский лист, чем рассказ отличается от повести, а очерк — от эссе, почему важно выстраивать свой бренд и как зайти со своей рукописью практически в любую редакцию. Это книга скорее для опытных: Врублевская советует приступать к чтению тогда, когда у вас есть черновик хотя бы одного рассказа, возвращаться к своему тексту в процессе чтения и наблюдать, как он трансформируется.

Если персонажи вышли из-под контроля

«Тезаурус эмоций» — пособие для драматурга, автора психологической прозы, сценариста. Оно поможет справиться с самой сложной частью — с диалогами и построением объемного характера героев. Не секрет, что работа писателя с персонажами очень схожа с работой актера — нужно учиться вживаться в роль и очень внимательно наблюдать за людьми вокруг. Книга поможет ускорить процесс «вживания» в героя и не наделать ошибок, типичных для новичков.

Опытные авторы Анжела Акерман и Бекка Пуильзи собрали 130 чувств и дали их типичные проявления на всех уровнях: от сигналов тела до внутренних ощущений и признаков подавления чувства. В каждой статье даны глаголы, связанные с той или иной эмоцией, и варианты развития событий: показано, до какой степени может усилиться или ослабеть то или иное состояние. В начале даются рекомендации по использованию тезауруса: как встраивать то или иное чувство в диалог, использовать голосовые сигналы и невербальные элементы. Здесь описано, как избежать типичных промахов — шаблонности, излишней драмы, избыточных диалогов.

Чтобы быть в курсе лучших книг, подписывайтесь на наш канал