Найти тему
Борщ Ньюс

Герберт Маркузе, Мартин Хайдеггер и Карл Маркс

Оглавление
Герберт Маркузе
Герберт Маркузе

Маркузе о капитализме и "социализме"

Антисубъективизм и пессимизм Маркузе проявляются в одной важной для этого мыслителя идее — идее «индустриального общества», которую он будет развивать в своих дальнейших работах. Маркузе предвидел «слияние» советской и капиталистической систем, обусловленное их общей основой — обе системы представляли собой варианты «развитого индустриального общества».

Для маркузе советское общество не противоположно капиталистическому, «поскольку разделяет решающий принцип его существования, а именно, промышленное развитие производительных сил при отделении контроля над производством от самих производителей». Отсутствие частной собственности на средства производства для него вторично.

В представлении Маркузе об индустриальном обществе сказалось влияние его учителя, Мартина Хйдеггера. Маркузе действительно в конце двадцатых годов обучался у этого философа-экзистенциалиста во Фрайбурге. И во взгляде на индустриальное общество Маркузе, скорее, отходит от Маркса в сторону Хайдеггера. Хайдеггер практически наделял технологию субъектностью: не только люди пользуются технологией в своих целях, но и технология присваивает и использует людей. Технология формирует людей, создает нужный ей тип человека.

Индустриальное общество и желания людей

Сходные мысли будут звучать и в более поздних работах Маркузе, в частности, в «Одномерном человеке» (1964) и в эссе «Гуманизм, существует ли он ещё?» (1970). Развитое индустриальное общество для Маркузе — это общество одномерное, общество без выбора путей развития; оппозицию, противоречивые установки оно стремится включить в себя, сделать фактором своей стабильности. Это общество способно задавать желания и стремления людей, так что грань между общественными и личными потребностями стирается.

Однако, как подчеркивает современный критик Маркузе Марсиал Гонсалес, согласно марксистскому взгляду, «конкретные общественные отношения при капитализме и, как следствие, конкретные формы переживаемого людьми отчуждения, определяются не технологией, а капиталистическим стремлением к прибыли». И далее говорит о том, что в своих поздних работах: «Маркузе выступает не за классовое освобождение, как он делал это в “Разуме и революции”, а за экзистенциальную свободу отчужденного человека, то есть свободу от технологического тоталитаризма любого общественного строя, капиталистического ли или социалистического».

Маркс не отрицал индустриальное общество, то есть производственных сил, но требовал устранения капитализма, то есть изменения производственных отношений. Маркузе же смешивает первое со вторым и дошел в итоге до призывов к деиндустриализации.

Ошибки Маркузе

Развитие идеи «индустриального общества» привело Маркузе в итоге к отрицанию диалектики, поскольку «в одномерном обществе она неприменима». «Критика советского марксизма» находится где-то на полпути между страстной верой «Разума и революции» и пессимизмом «Одномерного человека».

Анализ Маркузе в «Критике советского общества» верен не во всем. Слияние двух систем действительно состоялось, но не так, как предполагал мыслитель. Он считал, что государственных контроль и регулирование экономикой сохранится и усилится на Западе, в то время как в России будет построено государство всеобщего благосостояния, а разрыв между верхушкой и народом сократится. В действительности же на Западе восторжествовал неолиберализм, национализированная экономика советского блока потерпела крах вследствие внутренних противоречий, и весь мир погрузился в рыночную анархию. Организующей силой выступили корпорации-монополисты, а государства оказались у них на службе.

Зато оказалось верно предсказание о превращении политического контроля в контроль технологический. Технологией мирового контроля над обществом сделался интернет. От нас более не требуют заявляемого согласия с провозглашенной политикой, политика вообще вымывается из массового сознания. Нас обрабатывают с помощью массмедиа. Население аполитично и имеет иллюзию свободы и выбора.

Провал Горбачёва

Маркузе предсказывал распад единства Запада, если СССР перестанет быть угрозой. Именно «холодная война» цементировала капиталистический блок. Выйти из состояния «холодной войны» и попытался Горбачев: помириться с Западом любой ценой и сократить военные расходы страны, параллельно проводя демократизацию советского общества. Но он взялся за дело слишком поздно и слишком неумело.

Тем не менее прогноз Маркузе все же осуществился: после распада СССР и проедания выкачанных из него денег уже на наших глазах стал рассыпаться Евросоюз, США теряет союзников, начинаются торговые войны, члены НАТО мечтают о собственных независимых войсках.

Маркузе отмечал, что радикально изменить ситуацию, сдвинуть «одномерное общество» с мертвой точки может новая мировая война или похожая катастрофа. Что же, новая мировая война, возможно, не за горами, да и до экологической катастрофы рукой подать.

Полный текст читайте здесь.