Часть 2.
Римское правление В течение некоторого времени Рим расширял свою власть в Азии, и в 63 году до н.э. римский триумвир Помпей Великий захватил Иерусалим. Столкновение с еврейским национализмом было предотвращено на некоторое время политическим мастерством замечательной семьи, самым прославленным членом которой был Ирод Великий.
Ирод был идумеянин по происхождению, хотя и иудейской веры, и был связан через свою мать со знатью Набатейской Петры, богатого арабского государства, лежащего к востоку от реки Иордан. В 40 году до нашей эры Ирод, отличившийся как наместник Галилеи, был назначен "приемником" царя Иудеи римским сенатом. Он был другом римского триумвира Марка Антония и, после поражения Антония от Октавиана (позже императора Августа) в 31 году до н. эры, самого Октавиана.
Ирод правил более 30 лет, и за это время Иерусалим достиг пика своего величия, богатея и расширяясь даже за пределы новой двойной линии стен. Эспланада Храмовой горы была искусственно увеличена с помощью несущих стен (включая Западную стену), чтобы разместить величайшую работу Ирода-грандиозно реконструированный Храм, на завершение которого ушло не одно поколение.
Новый царский дворец, занимавший большую часть площади нынешнего армянского квартала, был укреплен огромными башнями, которые были соединены друг с другом. Старые хасмонейские стены, и Храм были защищены новой цитаделью. Амфитеатр придавал городу эллинистический характер. Центр религии, цель обязательного паломничества, резиденция правителя и независимого суда Синедриона (Еврейского совета старейшин), Иерусалим стал великой метрополией эллинской эпохи.
Ирод умер в 4 году до н.э., и его преемником стал его сын Ирод Архелай, который впоследствии был свергнут римлянами в 6 году н.э и заменен первым из ряда римских прокураторов. Именно при пятом прокураторе Понтии Пилате Иисус из Назарета был предан смерти.
С 41 по 44 год царство Ирода было восстановлено для его внука Ирода I Великого, после преждевременной смерти которого прокураторы вернулись.
В 66 году евреи восстали против Рима, а в 70 году город был осажден и почти полностью разрушен римскими войсками при будущем императоре Тите, Тит Веспасиан Август, настоящее имя Тит Флавий Веспасиан. После службы в Британии и Германии Тит командовал легионом под командованием своего отца Веспасиана в Иудее. Величайшее достижение Ирода, был превращен в пепел.
К 130 году город был частично заселен, и евреи снова безуспешно восстали против Рима с 132 по 135 год. Император Адриан решил основать римский город Элия Капитолия. На Храмовой горе было воздвигнуто святилище Юпитера, а в городе-статуи римских божеств, намеренно нарушавшие ветхозаветные законы. Общая планировка его города сохранилась и в 21 веке.
Христианские паломники в Иерусалим не регистрируются до 4-го века. Это было обращение в христианство от Константина 1 (Великого) и знаменитого паломничества Его Матери, Святой Елены, нашедший Истинного Креста, что сделало возможным строительство великой святыни в Иерусалиме, в том числе Анастасия (“Воскресение”, позднее известный как Храм Гроба Господня, построенного на традиционном месте Распятия и погребения Иисуса. Христианское прославление продолжалось и в 6 веке, когда при императоре Юстиане 1 была восстановлена церковь Гроба Господня и созданы многие другие церкви, а также монастыри и приюты.
Потом на протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался византийским владением.
В 614 году этому золотому веку был положен конец персидским нашествием, в ходе которого жители Иерусалима были убиты, а церкви разрушены.
Вслед за рейдом сасанидского Хосрова II через Сирию в начале VII века, его генералы Шахрвараз и Шахин атаковали Иерусалим (перс. Dej Houdkh), будучи поддержаны евреями Палестины Примы, восставшими против византийского императора Ираклия. В ходе осады Иерусалима 614 года, после 21 дня жестоких осадных боёв, Иерусалим был захвачен. Византийские хроники сообщают, что Сасаниды и евреи перебили в городе десятки тысяч христиан, многих — в бассейне Мамилла, и разрушили их монументы и церкви, включая Храм Гроба Господня. Хосров отменил запрет на доступ нехристиан в Иерусалим и отдал город в управление еврейской общине. Завоёванный город останется в руках Сасанидов на протяжении около тринадцати лет, до тех пор, пока в 629 году его вновь не завоюет византийский император Ираклий.
В 625—628 годах византийцы отвоевали территорию Палестины и Иерусалим у персов. Евреи отказались от поддержки Хосрова взамен на обещание амнистии. В 629 году, опасаясь нового восстания со стороны евреев, Ираклий нарушил это обещание и устроил в Иерусалиме массовую резню нежелающих креститься евреев.