Найти в Дзене
Записки артистки балета

Один день в Питере. Часть вторая

Продолжаю рассказывать о чудесном дне, проведенном нами в Питере. Выйдя из Музея Фаберже, мы почти тем же маршрутом отправились на Мойку 27, в черно-белое кафе. По пути останавливаясь и фотографируя. Еще осенью, гуляя по Итальянской улице мы обратили внимание на памятник в глубине сада. Но было очень темно, а посмотреть дома забыли. В этот раз мы узнали все во всех подробностях. Сад носит название Старо-Манежного. Трехметровый памятник писателю И. С. Тургеневу, отлитый по модели скульпторов Я. Я. Неймана и В. Д. Свешникова, установлен в 2001 году. За пару лет до этого по северной границе Старо-Манежного садика возвели элитный жилой дом, по проекту архитекторов М. А. Рейнберга и А. Г. Шарова. Некоторые жители Петербурга считают, что памятник перед домом появился неслучайно. Они утверждают, что за широкой спиной писателя «новым русским» легче прятаться от обстрела. Еще один интересный момент связан с сюртуком бронзового Тургенева, где одна пола по необъяснимой и мистической причине к

Продолжаю рассказывать о чудесном дне, проведенном нами в Питере.

Выйдя из Музея Фаберже, мы почти тем же маршрутом отправились на Мойку 27, в черно-белое кафе. По пути останавливаясь и фотографируя.

Еще осенью, гуляя по Итальянской улице мы обратили внимание на памятник в глубине сада. Но было очень темно, а посмотреть дома забыли. В этот раз мы узнали все во всех подробностях. Сад носит название Старо-Манежного. Трехметровый памятник писателю И. С. Тургеневу, отлитый по модели скульпторов Я. Я. Неймана и В. Д. Свешникова, установлен в 2001 году. За пару лет до этого по северной границе Старо-Манежного садика возвели элитный жилой дом, по проекту архитекторов М. А. Рейнберга и А. Г. Шарова. Некоторые жители Петербурга считают, что памятник перед домом появился неслучайно. Они утверждают, что за широкой спиной писателя «новым русским» легче прятаться от обстрела. Еще один интересный момент связан с сюртуком бронзового Тургенева, где одна пола по необъяснимой и мистической причине короче другой…

В Питере много двориков. Но чаще всего они закрыты от посторонних. Хотя бывают и исключения.

-2

На Итальянской улице в бывшем Дворце Шувалова, который был построен в середине XVIII века по проекту архитектора С. И. Чевакинского сейчас располагается Музей гигиены. И. И. Шувалов — первый владелец особняка был видным общественным деятелем, меценатом. Он основал академию художеств в Санкт-Петербурге и принимал совместно с М. В. Ломоносовым непосредственное участие в открытии Московского университета.

-3

Чуть дальше, на углу Итальянской и Садовой, в торговом доме «Пассаж» расположился Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской. Он был образован 18 октября 1942 года в блокадном Ленинграде как «Городской театр». С осени 1944 года назывался Ленинградским драматическим театром, а в 1959 году театр получил имя актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской. В 1860-х годах в театральном зале проводились любительские спектакли, лекции и литературно-драматические вечера, где выступали писатели Александр Островский, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Яков Полонский, Алексей Писемский.

Торговое здание - пассаж - было построено в 1848 году. Идея соединения Невского проспекта с Итальянской улицей крытой стеклом трёхъярусной галереей принадлежала коллежскому советнику графу Якову Ивановичу Эссен-Стенбок-Фермору. Автором проекта стал архитектор Рудольф Андреевич Желязевич.

В 1901 году Пассаж был перестроен по проекту архитектора Сергея Сергеевича Козлова. Новые владельцы — Барятинские — поспособствовали возврату Пассажу статуса культурного центра.

Автор проекта здания Общества взаимного кредита уездного земства, построенного в первой половине XIX века не установлен. Но в 1893-1894 годах здание было перестроено архитектором Александром Сергеевичем Хреновым. Что означают даты на ажурной решетке найти не смогла. Сейчас здание занимает офис компании "МТС".

Я уже писала, что в Санкт-Петербург мы приехали аккурат после экономического форума и перед Чемпионатом Европы. Так что совсем неудивительно, что автобус команды Словакии находится за решеткой и под охраной полиции.

Недалеко от Театра-кабаре "Подвалъ Бродячей Собаки" в 2000 году был установлен памятник Остапу Бендеру - герою произведений И.Ильфа и Е.Петрова. Некогда в доме Жако - П.В. Дашкова размещался ресторан «Золотой Остап». Авторами памятника великому комбинатору выступили известные скульптор А.С.Чаркин и архитектор В.Б.Бухаев. Считается, что А. С. Чаркин изобразил Остапа Бендера похожим на Сергея Юрского, мне же он показался больше похожим на Арчила Гомиашвили. Герой "Золотого теленка" и "12 стульев" стоит опираясь на стул работы мастера Гамбса, на который может сесть каждый желающий , чтобы сфотографироваться в компании обаятельного авантюриста. Что я и сделала.

Мы снова проходим по Итальянскому мостику. Чуть левее расположено одно из красивейших зданий на канале Грибоедова - Дом Первого Общества взаимного кредита, построенное по проекту архитектора графа П.Ю. Сюзора в 1888-1890 годах. С 2006 года в здании располагается Росбанк.

-8

В Петербурге можно увидеть воссозданную старинную метеостанция образца XIX века. Павильон погоды был установлен на Малой Конюшенной улице в 1914 году по заказу Городской Управы. Автор проекта - архитектор Николай Евгеньевич Лансер. В начале XX века он был демонтирован и перенесен на Елагин остров, а в 1997 году, после реставрации, павильон вернули на Малую Конюшенную.

Павильон погоды - это небольшая метеорологическая станция, которая использует самописцы барограф и термограф. Станция фиксирует давление и температуру воздуха и ведет хронологию изменения их значений. На витринах павильона размещены недельные записи показаний самописцев.

Пока искала в интернете информацию об павильоне, наткнулась на стихотворение о нем.

Сто лет назад воздвигнут павильон,
Фиксатор переменчивой погоды.
Бесспорно, чудом техники был он,
Но незаметно промелькнули годы -
Им толпы восхищаются опять,
Как ярким образцом архитектуры.
Умели в прошлом тонко сочетать
Триумф прогресса с подлинной культурой.

Лика Янич

-9

На обратном пути обратила внимание на статую Городового. Она была установлена здесь временно 27 мая 1998 года. Но, как мы знаем, ничего нет более постоянного, чем временное. На дворе 2021 год, а скульптура продолжает стоять. Дело в том, что работа скульптора Альберта Серафимовича Чаркина и архитектора Владимира Васильевича Попова считается несанкционированным объектом. Она была установлена
ночью. Предполагалось, что через четыре месяца скульптуре найдут другое, более подходящее место. Однако предположительно в сентябре 2002 его установили на стационарный круглый постамент с выбитой на граните круговой надписью: «Городовой. Посвящается 300-летию города и 200-летию МВД России».

-10

Еще один Пегас. До третьего мы не дошли.

-11

Ну и наконец - мы в ЧБкафе. Необычно. Прикольно. Но ценник явно завышен. Даже в соседнем ресторане "Распутин" цены ниже. По крайней мере на кофе.

Перекусив мы отправились еще в один музей, точнее дворец. Идея посетить дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754 годах, возникла спонтанно.

Об истории и интерьерах дворца постараюсь рассказать в ближайшее время, не откладывая в долгий ящик.

-13

Выйдя из Дворца мы решили заглянуть еще в одно место. Находится оно рядом с Казанским собором, по ту сторону канала Грибоедова.

-14

Канал проложен по руслу реки Кривуши (другое название — Глухая речка), бравшей своё начало из болотистой трясины, залегавшей между нынешними Конюшенной площадью и площадью Искусств. Изначально носил название Екатерининского — в честь императрицы Екатерины II, в царствование которой он был обустроен.

-15

Итак - Пироговый дворик. Здесь можно не только выпить чай или кофе с плюшками, но и вкусно пообедать. Мы же ограничились Тартом с черной смородиной, Тартом Клубничное сердце, булочками Шу и черносмородиновым компотом.

-16

Недалеко от кафе находится пешеходный висячий Банковский мост, построенный в 1825—1826 годах по проекту инженера В.Треттера. Всего в 20-е годы XIX столетия в Санкт-Петербурге было построено шесть мостов «цепного» типа конструкции. До нашего времени сохранилось лишь три:
Банковский, Львиный и Почтамтский. Крылатые львы, работы скульптора П.П.Соколова, одни из самых фотографируемых львов Петербурга. Свое название мост получил по расположенному рядом Ассигнационному банку (ныне в здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет).

Ну а мы, бросив "прощальный" взгляд на канал обходными путями отправились к месту дислокации нашей машины.

-18

Шествуя по улице Ломоносова обратила внимание на необычные дверные ручки. Понимаю что сквозь стекло их не очень хорошо видно. В общем, оригинально.

-19

Пройдя сквозь арку мы вышли в Ломоносовский сквер, а оттуда свернули на улицу

-20

зодчего К. Росси. Эта улица считается самой симметричной улицей города.

В здании слева некогда размещалось Министерство народного просвещения Российской империи. С правой стороны - Дирекция императорских театров. Сейчас - Академия балета им А.Я.Вагановой.

-21

Почти рядом со входом в Академию висит мемориальная доска.

-22

Прогулявшись по улице зодчего мы снова вернулись к скверу. Мое внимание привлек необычный фонарь с коньком.

-23

В центре сквера бюст Ломоносова работы скульптора П.П.Забелло, который был установлен в 1892 году. Бронзовый бюст установлен на пьедестале, высеченном из серого мрамора, восьмигранное основание – из красного гранита. Проект постамента памятника разработал архитектор Антонин Сергеевич Лыткин.

-24

От сквера, через Фонтанку перекинут мост Ломоносова, построенный в 1785-1788 годах. Авторами проекта разные источники называют инженеров Ф. Бауэра (Баура), И. К. Герарда, П. К. Сухтелена, К. Ф. Модераха, архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова. Мост соединяет Спасский и Безымянный острова. Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки был переименован в Чернышёв мост. Это был один из 7 типовых трёхпролётных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин.

-25

По набережной реки Фонтанки мы пошли в сторону Гороховой улицы. Здание на противоположном берегу Фонтанки - усадьба купца А. Г. Глебова - виноторговца и сибирского откупщика. Усадьба занимала большой участок между Загородным проездом, предмостной площадью и рекой Фонтанкой. На участке были возведены господский дом, многочисленные службы, хозяйственные дворы, сад с аллеями, павильонами и фонтанами. Главное здание, строительство которого было начато в 1787 году. существует и сейчас. Позднее к нему пристроено полукруглое крыло, что положило начало созданию Семеновской площади. Фасад, выходящий на Фонтанку, украшает колоннада: восемь тосканских, сближенных попарно колонн. Раньше между ними было три проезда. Впоследствии усадьбу купил однофамилец Глебова, ярославский купец, устроивший в ее стенах суконную фабрику. В 1798-1803 гг. дом перешел в казну, был перестроен и таким сохранился до наших дней.

-26

Гороховая улица, заканчивающаяся Александровским садом с Адмиралтейством.

-27

Вдалеке виднеются купола Собора Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.

-28

Еще одно красивое здание на берегу Фонтанки - доходный дом построенный в 1902 году по проекту архитектора Михаила Львовича Крицкого.

-29

Ну а мы сворачиваем на улицу Ефимова. Ведь именно там во дворах стоит наша машина.

-30

А дальше... По питерским пробкам на волю. В поля.

-31

Мимо аэропорта Пулково.

-32

Прочь из города.

-33