Больная тема для Санкт-Петербурга - парки здесь исчезают и на их месте появляются транспортные развязки, а новые районы совершенно не обеспечиваются зелёными насаждениями.
Почему самый красивый и самый европейский город России теряет свои парки?
К сожалению, городу постоянно не везёт с чиновниками в его администрации - то с его улиц решают убрать деревья для расширения дороги, то исторические парки неожиданно теряют статус культурного объекта, то вдруг дома со сложившейся зелёной территорией становятся аварийными и заменяются на многоэтажки с парковками.
В этом плане Петербург отстаёт даже от Москвы - хотя казалось бы исторически сложившаяся застройка и планировка города идеально подходят для зелёных насаждений и развития этих территорий.
Большая часть городских парков представлена унаследованными дореволюционными скверами с советским благоустройством - неудобные скамейки, пустующее пространство, если повезёт - КСИЛовские детские площадки и фонтаны.
При этом, новые современные общественные пространства и парки появляются здесь буквально раз в несколько лет. Таких мест можно пересчитать буквально по пальцам одной руки - набережная реки Карповка, Новая Голландия, пространство Севкабель Порт… да в общем-то и все.
Получается и так, что даже парка люди могут ждать годами - так случилось с парком «Тучков буян», современная история которого началась еще в 2019 году. В мае этого года проект снова оказался заморожен буквально на стадии котлована, а власти города не дают конкретного ответа на вопрос, когда строительство снова возобновится и будет закончено.
И если изначально окончание было запланировано на 2024 год, то теперь этого ждать не приходится. Для сравнения, парк Зарядье в Москве, с которым хотят состязаться создатели Тучкова Буяна был построен за три года.
Но главная боль города - не тугое появление новых парков, а стремительное исчезновение уже существующих.
Деградацию зелёного пояса можно увидеть по фотографиям из прошлого - на старой фотографии набережной Карповки — десяток деревьев; на новой фотографии — 50 автомобилей. На картине Бенуа 1921 года набережная канала Грибоедова вся в деревьях, на снимке 2021 года их практически нет, а большая часть существующих превратилась в голые стволы-кочерыжки. У Мирониевской церкви на Обводном канале была аллея тополей — сейчас там пустырь и автосервис.
Такие исторически зелёные пространства города, как площадь Восстания, на которой рос особый сорт питерской сирени и Гостиный двор со своими вязами давно превратились в асфальтовые поля.
А Невский проспект, которому жизненно необходима растительность и который мог бы быть прекрасным местом для местных жителей, туристов и бизнеса давно потерял свою привлекательность и превратился в скоростное шоссе на восемь полос.
Но даже этого властям мало - из года в год чиновники отрезают от общедоступных частей зелёного пояса целые куски и отдают их для строительства дороги, новостройки или торгового комплекса.
Иногда активистам и неравнодушным жителям города удаётся спасти парки или скверы - так, например, активисты в начале июня смогли отбить территорию возле метро «Дунайская» и теперь там будет не очередной торговый центр, а современный Фёдоровский сквер.
Вместе с этим петербуржцы пытаются спасти зеленую зону на месте исторической Средней Рогатки в Пулковском парке, где хотят стоить спорткомплекс, загс и этнопарк.
А вот сквер в Кузнечном переулке жителям защитить не удалось - пару месяцев назад ему отказали в «зелёном» статусе и теперь готовят под застройку.
Таких ситуаций много - каждый месяц петербуржцы в разных частях города становятся свидетелями того, как устанавливают заборы и срезают деревья в парках. Эта тенденция остаётся на зависть постоянной - Смольный корректирует границы зеленых насаждений в пользу застройщиков и автомобилистов, в а простым жителям взамен остаётся получать автомобильные поля и новые жилые комплексы.