ВАЗ 2101 "Копейка" - история создания легендарного отечественного автомобиля

319 прочитали

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом. Не буду претендовать на полностью оригинальный текст, это скорее наиболее интересная информация, взятая из разных источников.

Первым автомобилем в этой рубрике будет родоначальник всех жигулей - ВАЗ 2101 или как в народе ее прозвали "Копейка". Начнем:

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.

Дорогой читатель! Подписывайся на канал и следи за новостями.

15 августа 1966 года между СССР и компанией Fiat был заключен договор по которому итальянцы должны спроектировать завод по производству автомобилей, полностью его оснастить и наладить выпуск трёх моделей легковых автомобилей — «Норма» в кузове седан и универсал — Ваз-2101 и 2102, а так же «Люкс» — Ваз-2103.

Модель 2101 является усовершенствованной копией FIAT 124 который выпускался в Италии с 1966 года.

FIAT 124
FIAT 124
Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-3
Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-4

Чтобы адаптировать автомобиль к условиям СССР, советские инженеры тестировали FIAT 124 на территории Дмитровского полигона и отправляли замечания в Италию.

В общей сложности в конструкцию итальянского исходника было внесено свыше 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. Задние дисковые тормоза заменили барабанными, что увеличило ресурс. Клиренс спереди увеличили с 164 до 175 мм; Также была переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры.  Трехрычажная задняя подвеска уступила место более прогрессивной пятиштанговой конструкции.

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-5

А 19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, которые стали первыми моделями легендарного отечественного автомобиля. Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти. Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок». Слово «копейка» начали применять гораздо позже, в 90-х годах.

Первый собранный ВАЗ 2101
Первый собранный ВАЗ 2101
Первый серийный автомобиль был собран 1 августа и хранится в музее ОАО АвтоВаз
Первый серийный автомобиль был собран 1 августа и хранится в музее ОАО АвтоВаз

Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.

Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
Производство Ваз 2101 стало большим шагом вперед для советского автомобилестроения, так как главной целью производства была автомобилизация населения СССР.
Производство Ваз 2101 стало большим шагом вперед для советского автомобилестроения, так как главной целью производства была автомобилизация населения СССР.

На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным - 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-10

Во многом из-за массовости производства ухудшилось качество. На заводе стали отступать от утвержденной документации, применять другие материалы, технологии для некоторых этапов производства. Возможно, свою роль сыграла и культура — через проходную завода рабочие выносили всё, что могли.

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-11

Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.

Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
Свыше 57 тыс. автомобилей Lada, были экспортированы в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Lada поставлялась в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Египет и Нигерию. Праворульные модификации поставлялись в Японию, Великобританию и Австралию
Свыше 57 тыс. автомобилей Lada, были экспортированы в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Lada поставлялась в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Швецию, Египет и Нигерию. Праворульные модификации поставлялись в Японию, Великобританию и Австралию

Выпуск модели 2101 закончился в 1983 году, а модификация 21013 выпускалась еще 5 лет, до 1988 года. С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-14

В 2000 году, по результатам опроса журнала «За рулём» ВАЗ 2101 назван лучшим отечественным автомобилем XX века.

Всем привет! Чтобы разбавить свой канал, решил иногда писать статьи про истории создания знаковых автомобилей как для России, так и мира в целом.-15

Если статья была вам понравилась ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Поделитесь этой статьей с друзьями, чтобы они тоже знали. У меня еще много подобных статей о которых хотелось бы вам рассказать, но для этого хочу видеть отдачу. Не скупитесь на лайки и комментарии! Спасибо за внимание.