Найти тему

Что означает слово «вера»

Христианство, и прежде всего православие, как уже было сказано, – это не просто какая-то религия, но вера и каждодневное переживание – образ повседневной жизни. Иные же религии суть измышления человеческого разума, созданные для того, чтобы заполнить пустоты в душах людей и чтобы дать толкование необъяснимым для той или иной эпохи явлениям природы. Люди обожествляли все, что их изумляло. Таким образом, они поклонялись как богам солнцу, луне, звездам и всему прочему, что восхищало их, чего они не могли объяснить на основании знаний и над чем не имели власти.

А теперь перейдем к исследованию величайшего различия, которое существует между христианством с одной стороны и мусульманством, буддизмом и конфуцианством с другой.

Когда на земле появился Мухаммад, он стал проповедовать единого Бога Аллаха и Его единого пророка, то есть самого себя. Также он учил людей, что следует жить согласно Божьим законам, которые были записаны в Коране. Самому себе Мухаммад присвоил именование учителя-пророка, который указал людям путь к достижению Бога.

Что касается буддизма, он по сути своей есть безбожие, потому что провозглашает, что Бога не существует. «Будда» означает «просветленный человек», то есть учитель и философ, цель и задача которого заключается в том, чтобы привести людей к своего рода бесстрастию, нирване2. Идеал буддиста – прожить жизнь настолько совершенно, чтобы не перевоплощаться снова, но обратиться в ничто. Таково в общих чертах учение буддизма, хотя в его рамках существует множество различных, зачастую противоположных друг другу относительно некоторых положений, направлений.

Итак, Будда для приверженцев буддизма не есть Бог, но является своего рода «пророком- учителем». Конфуций также присвоил самому себе именование всего лишь «учителя», который своим учением и философией пытался привести людей к совершенству, то есть к «Богу».

Христос, напротив, когда явился среди людей и стал учить, сразу заявил о Самом Себе как о Боге Вселенной, сотворившем небо и землю, все видимое и невидимое. Он не есть просто учитель или пророк, но Сам Господь.

Можете ли вы представить себе тот народ, который, слушая Иисуса, видел перед собой какого-то обыкновенного человека, вдруг говорящего им: «Я – Бог Вселенной, создавший все»? Просто вообразите, каково им было слышать все это? Представьте, что это происходило бы в наши дни! Вот какой-то человек выходит в центре Афин на Омонию и начинает провозглашать самого себя «Богом Вселенной». Представляете, что будет? Люди, скорее всего, возьмут камни, чтобы побить его... В точности то же самое произошло и с Иисусом, как повествует об этом Новый Завет. Люди схватили камни, чтобы побить Его. И по этой же причине первосвященник, завопив о том, что Иисус богохульствует, разорвал на себе одежды и сказал, что Он повинен смерти.

Итак, когда кто-то во всеуслышание заявляет, что является Богом Вселенной, то здесь возможны две вещи: либо он говорит правду, либо он душевнобольной. Однако результатом такого откровения, когда ты открываешь, кто ты и что ты, – является возникновение раскола в народе. Поэтому в Новом Завете часто говорится, что Иисус постоянно разделял народ и был камнем соблазна.

Принятие всего того, что возвещал Христос о Самом Себе, а именно что Он является Богом, уже тогда произвело среди людей разделение, которое сохраняется до сего дня: одни поверили, что Он открыл им истину, другие же не проявили к Нему никакого доверия, но, напротив, говорили, что Он сошел с ума. Обо всем этом сказано в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна6. Первые доверились Христу и уверовали в то, что Он говорит истину, вторые же не уверовали в Него и отвергли Его.

Итак, вера в христианстве, а особенно в православии, означает прежде всего доверие Христу и принятие возвещенной Им истины.

Вера, как вы сами понимаете, является чем-то в высшей степени личным. Мы как христиане верим в то, что Христос открыл нам истину о Себе, и в то, что проповеданное Им также есть истина. Мы доверились Ему, другие же, которые не прониклись к Нему доверием, не приняли Его, отказались от Него, и до сего дня продолжают отвергать Его. Вера предполагает доверие. Поэтому когда Иисус приближался к какому-нибудь болящему, то, прежде чем исцелять его, спрашивал, доверяет ли тот Ему и не сомневается ли он хотя бы в самой малой степени в том, что Его слова есть единственная непреложная истина. Кроме того, уважая свободную волю человека, Он спрашивал болящего, хочет ли тот исцелиться или нет, – как это описано в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна. Если болящий говорил Ему: «Да, Господи, я доверяю Тебе», тогда Христос отвечал: «Именно то, что ты доверяешь Мне, и спасло тебя». Поэтому мы так часто встречаем в Новом Завете слова: «Вера твоя спасла тебя». Следовательно, Христос напрямую ставил перед людьми вопрос, принимают они или нет то, о чем Он учил, то есть, верят ли они в то, что Он возвещал им истину. И делал Он это, с одной стороны, потому, что первосвященники и духовенство не принимали Его учения и были враждебно настроены к Нему, а с другой – потому что Его божественность была незрима для людских очей.

Этим, несомненно, опровергается мнение отдельных врачей относительно того, что многие исцеления верующих происходят потому, что те сами верят в него: так якобы мобилизуются внутренние силы организма, которые борются с недугами, благодаря чему и наступает выздоровление. То есть эти врачи полагают, что здесь речь идет о результате какого-то естественного процесса, а не о чуде, совершенном Богом как дар человеку. Однако подобные утверждения опровергаются тем, что Иисус, как мы видели, просто спрашивал болящих, принимают ли они Его как Бога или нет и верят ли они в то, что Он возвестил им истину. И если они исповедовали, что принимают Его как Бога, тогда Он, исцеляя их, показывал делами, что Он воистину есть Бог. Ибо только один Бог мог обладать такой силой исцеления.

В качестве примера приведем Марфу, сестру умершего Лазаря, которого воскресил Иисус. Марфа сетовала Христу на то, что если бы Он пришел к ним раньше, то не умер бы ее брат, на что Иисус сказал ей, что Лазарь воскреснет. Тогда она ответила Ему: «Знаю, Господи, что в последний день все мертвые восстанут». Но Христос говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь». Это откровение Иисуса потрясает! Если кто-то доверяет Ему, то принимает это. Если нет – отвергает. Или ты принимаешь, что Христос открывает тебе истину и, следовательно, что Он есть «воскресение и жизнь», или говоришь: «Все это полная чушь». Итак, вера есть доверие к некоей личности. Следовательно, если я говорю, что верю в Иисуса, это означает, что я доверяю Ему и, разумеется, принимаю, что все сказанное Им мне есть истина. Именно это и есть подлинная вера – слепое доверие!

Совершая всевозможные чудеса, Иисус всякий раз показывал, что все, о чем Он говорил, являлось таковым и в действительности. Потому Он и воскресил Лазаря без промедления, что сказал о Себе как об Источнике жизни и воскресения.

Подобным образом, когда Христос повелевает нечто бессловесной природе, ветру и морю, Он делает это как «власть имущий». Поэтому Он и не спрашивал природные стихии, хотят ли они повиноваться Ему, как Он спрашивал об этом людей, но просто приказывал им, говоря: «Умолкни, перестань». И конечно, ветер и море тут же успокаивались и повиновались Ему, показывая таким образом, что Иисус есть их Творец и Создатель. Одновременно Христос порицает и Своих учеников за то, что они, наблюдая ежедневно столько чудес, ясно свидетельствующих о том, Кто Он, все еще продолжают не доверять Ему.

Иисус через множество чудесных деяний почти каждодневно открывал Свою божественность. Разумеется, архиереи и духовенство, книжники и фарисеи не могли спокойно переносить этого, и поэтому они то и дело говорили, что Христос богохульствует, присваивая Себе качества или действия, которые принадлежат только одному Богу.

Давайте рассмотрим еще несколько случаев. Во второй главе Евангелия от Марка мы читаем об исцелении расслабленного в городе Капернаум. Иисус, видя, с какой верой отнеслись к Нему родственники расслабленного, говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои». Однако тогда книжники сразу же стали помышлять в себе такое: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». То есть по какому праву Он прощает грехи людям, коль скоро один только Бог обладает такой властью? Иисус же отвечал им: «Научитесь, наконец, что Я не только обладаю силой и властью прощать грехи людей, но также имею силу как Бог исцелять их». И тотчас Он повелел расслабленному встать и ходить. И тот сразу же встал и пошел. Таким образом Иисус подтвердил то, что Он, будучи Богом, имеет власть творить все, чего ни пожелает.

Но иудеи оставались безгласными даже и тогда, когда Иисус толковал десять заповедей, которые Господь дал боговидцу Моисею на вершине горы Синай. Они пребывали безгласными, потому что Он говорил им: «Бог сказал нашим отцам: «Не убивай». Я же говорю вам: не только не убивайте, но и...». И дальше добавляет: «Бог сказал нашим отцам: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Иудеи с изумлением слушают все то, что говорит им Христос, и считают Его богохульником, так как очень хорошо знают, что Божии заповеди может исправлять только Сам Бог, и более никто иной. Итак, они спрашивают друг друга: «Кто же это такой, кто пренебрегает Богом наших отцов и повелевает нам творить его волю? Кто этот новый законодатель, который дерзает дополнять и изменять Закон Божий?»

Это – Иисус, который провозглашает, что Он есть Сам Бог, Творец мира. Он – Тот, Кто дал Моисею десять заповедей, и поэтому у Него сейчас есть право изменять их и повелевать иудеям: «Вы будете творить то, чего желаю Я». Ибо далее Он говорит им: «Вы от нижних есте, Аз от вышних есмь; вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего... Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших... Егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь...»16. Это то же самое, как если бы Он говорил иудеям: «Народ мой, когда вы распнете Меня, тогда и только тогда вы поймете, что это – Я. Я и есть Бог, Который всегда был рядом с вами, Творец мира, ваш Отец, Друг и Брат, Бог Ветхого и Нового Завета».

Подобным же образом другим Своим чудом, сотворенным у Силоамской купели, Христос вновь напоминает иудеям, что Он есть Творец человека, Который, взяв от земли глину, слепил Адама и Еву.

Напомним об этом событии: близ Силоамской купели Христос встретил слепого от рождения человека – а это значит, что у этого человека не было глазных яблок – и, говоря ему, что является Светом, производит в точности то же действие, каковое Он совершил и в раю, как об этом повествует Священное Писание: Он нагибается, берет щепоть земли, размягчает ее слюной, кладет на впадины глаз слепого и говорит ему: «А теперь иди, омойся в Силоамской купели, и будешь видеть». И воистину, отверзлись глаза его и стали как у всех людей, и он узрел свет. Этим чудом первосвященники были раздражены более всего, и никак не хотели признать, что Иисус совершил такое великое знамение, ибо «от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному».

Однако когда Иисус позднее встретил этого слепца, то первым Его вопросом было, верует ли тот в Сына Божьего. А слепец – чего и следовало ожидать – спросил, кто есть Сын Божий, чтобы уверовать в Него. На что Иисус ответил: «Кого ты видишь перед собой, Кто с тобой беседует, Он – Сын Божий». Тогда слепец сразу сказал Ему: «Верую, Господи!» – и, пав на землю, поклонился Ему.

Согласно первой заповеди Моисеева закона, запрещается поклонение какому бы то ни было человеку и какой бы то ни было вещи, находится ли она на небе, на земле или же под землей. Напоминаем первую из десяти заповедей: «Я Господь, Бог твой... и ты не будешь поклоняться ничему иному кроме Меня». Итак, вы понимаете, что когда этот иудей, бывший прежде слепым, поклоняется Иисусу и исповедует, что верует в Него как в Сына Божьего, то он, по сути, принимает, что Христос говорит ему истину. Поэтому он сразу поклоняется Иисусу как Богу, в противном случае ему как иудею не следовало бы делать этого, так как он тем самым нарушил бы первую заповедь.

Иудеи поклоняются только истинному Богу, и ничему иному, потому что иначе они бы считались нарушителями всего Моисеева закона. Таким образом, поклонение иудея Иисусу является явным свидетельством того, что он принимает Его как Бога. А выражение «Сын Божий» означает, что и Он есть Бог, потому что животные рождают только животных, человек рождает человека, а Бог «рождает» Бога.

Поэтому и мы провозглашаем в «Символе веры»: «Верую (то есть имею доверие) во единого Бога... И во единого Господа Иисуса Христа... единородного, иже от Отца рожденного... Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша». То есть мы исповедуем, что Христос есть истинный Бог, Который был рожден от истинного Бога, и что все было сотворено Им.

Следовательно, для нас, православных христиан, Бог не является какой-то неопределенной, сверхъестественной и высшей силой, которая обитает где-то высоко в небесах и оттуда упорядочивает нашу жизнь. Для нас Бог является чем-то в высшей степени конкретным, это – Иисус Христос, единородный Сын Божий!

Таким образом мы, христиане, не творим для себя каждый по отдельности какого-то своего собственного Бога, чтобы разрешить необъяснимые тайны Вселенной и личные недоумения. Мы уверовали во все то, что Христос открыл нам о Самом Себе и вообще о Святой Троице, и приняли это как истину. Именно поэтому одни в это верят, а другие отвергают. Проблема заключается в вопросе веры, в вопросе доверия. Не меньше и не больше!