Извозчики. Куда они делись? Никуда! Сегодня это те же водители такси. Почему же не слышно окрика: "Эй, извозчик!" или "Велите извозчика подать к парадному!"?
Первые профессиональные извозчики появились в России в 17-м веке. В некоторые места городов пешком было очень сложно попасть из-за отсутствия тротуаров, а уж в несколько мест за день нельзя было успеть иначе, как на извозчике.
Извозчик - это кучер, водитель гужевой повозки, по сути - городского транспорта. Как поется в одной известной песне: "Водитель кобылы!" Транспорт этот мог быть свой, а мог быть и чужой, т.е. хозяйский, взятый в аренду. В XIX — начале XX века основным видом городского транспорта были именно они - извозчики.
Извозный промысел считался достаточно выгодным, многие купцы держали до 20 отборных лошадей, сдаваемых внаём. Одноразовые поездки на городском извозчике были по средствам средне обеспеченной публике.
Существовали ограничения по возрасту для извозчиков— от 18 до 65 лет. Специальной строкой означалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование не выполнялось повсеместно, особенно зимой.
Извозчики делились на ломовых (грузовых) и легковых (для ездоков). Выделялось несколько категорий ломовых извозчиков, занимавшихся различными видами извоза: доставка груза, вывоз снега, нечистот («золотой обоз»), подвоз воды (водовозы), доставка продуктов в магазины и на рынки, обслуживание строек, доставка мебели, дров, оружия и тяжеловесных предметов.
Легковые извозчики подразделялись на "биржевых" (ожидавших важных седоков в особых местах-биржах) и "безместных", называвшихся "ваньками". В Москве их называли «ванька», в Питере, где многие извозчики были финнами, – «вейка» (от финского veiko – «браток», «парнишка»). Ванька - извозчик самого низкого пошиба, обычно только что из деревни. Работали много. Просили не дорого (30-70 копеек за поездку). "Ваньки" в большинстве работали "на хозяина".
"Ваньки" были самыми распространенными типажами среди извозчиков — одноконные пролетки, дешевые и вездесущие. В любой части города их можно было найти и тут же нанять. Работали они сезонно, чаще зимой, когда работы в деревне мало.
Среди "биржевых" были "лихачи" ("ухорские"), катавшие господ ради их удовольствия за значительную плату. Дворянину пристало передвигаться если не в собственном экипаже, то по крайней мере на лихаче. К полудню, когда самые медленные извозчики-ваньки попрятались с улиц, потому что движение стало бойким, лихач выдвигается на биржу.
Экипажи «лихачей» всегда выделялись чистотой, как зеркала блестели их лакированные бока, верх был кожаным и складным, мог опускаться и подниматься, а когда появилось электричество, на оглоблях экипажей «лихачей» загорелись электрические лампочки, питавшиеся от аккумулятора, спрятанного под сиденьем.
У «лихачей» были надувные шины («дутики»), сзади на поясе у извозчиков часы для удобства пассажиров. И одевались они с шиком. Седоков они тоже брали не всяких. За 20 коп. не ездили.
Живейный - извозчик средней руки, уже не «ванька», но еще не «лихач». Это был извозчик, который уже смог накопить денег на приличную лошадь и неплохой экипаж. «Живейный» мог брать пассажиров вместе с багажом (по правилам один седок мог загрузить до 90 кг клади, а если ехало двое – то до 50).
Поскольку клаксонов ещё не было, извозчикам предписывалось предупреждать пешеходов окриком. Парковаться можно было только вдоль тротуара, при этом не позволялось привязывать лошадей к тумбам, фонарным столбам, решеткам и перилам. В сумерках надлежало ехать только с зажжёнными фонарями. Керосин для них предписывалось разводить рапсовым маслом, чтобы он «горел ярко и не вспыхивал». Те, кто ехал домой, обязывались выставлять особый значок, означавший, что они не берут седоков.
Формы экипажей были разнообразны: кареты, коляски, пролётки-«эгоистки», брички, дрожки-«гитары», линейки, одноколки , в сер. XIX в. появились пролетки. Ценились экипажи с откидным верхом, в них подвыпившие господа с дамами могли не бояться нескромных взглядов.
Зимой экипажи менялись на лекие сани - деревянные или плетеные из прутьев. Металлические встречались редко, уж больно тяжелы получались.
У лихача если сани, то лаковые, с резьбой, с камышовым плетеным задком, с медвежьей полостью (то есть медвежьей шкурой, чтобы укутываться) и лапками (бронзовыми шишечками для красоты).
Костюмы извозчиков устанавливались распоряжениями городской управы. Обычно, они носили неуклюжий кафтан синего цвета «на фантах», т. е. на двух сборках сзади, подпоясанный наборным поясом, и поярковую шляпу с пряжкой, доставшуюся им от старых цеховых фасонов начала девятнадцатого века.
Лихачи любили франтить, отделывая свою форму выпушками из дорогого лисьего меха и наряжаясь в зимнее время взамен обычной для профессии барашковой шапки в настоящую «бобровую».
Ломовые имели летом русские рубахи, жилеты, большие фартуки и картузы, а зимой те же шапки и «спинжаки», или ватные пиджаки.
"Ваньки" одевались простенько, что есть - то и надел. Тепло, да и ладно!
Костюм извозчика был призван не только согревать его, но и защищать от синяков. Зимой одежда выглядела особенно колоритно: халат или длинный кафтан с набитым пенькой простеганным подолом.
Номера для извозчиков были придуманы еще очень давно – в XVIII веке. Первоначально эти номера лишь подтверждали факт уплаты пошлины. В первые годы после появления это были кожаные номера, которые вешались на спине легковых извозчиков. Вторая функция номерных знаков – контрольного характера.
Позднее извозчики стали приписываться к определенной части города. Примерно в 30-х годах XIX века вместо кожаного ярлыка он стал металлическим. Первое время он продолжал крепиться на спине под воротником на шнуре. Единых требований по стране не существовало. На знаке всегда указывали место выдачи, порядковый номер и год действия знака, а также тип извозчика – ломовой или легковой. Знаки менялись ежегодно.
После появления, начиная с 40-х годов XIX века, номерной знак у ломовых извозчиков начинают крепить на дуге или повозке, а затем и легковые извозчики получают указания устанавливать номерные знаки на экипаже. Сзади, под облучком, на дуге – вот возможные места крепления номеров.
Со временем знаков становилось больше. Большой знак крепился на повозку, а меньшего размера был у извозчика. В некоторых местностях в конце XIX в выдавалось аж до 4 номеров, два из которых крепились на экипаже, один оставался у извозчика в качестве удостоверения, а один передавался пассажиру по его требованию на время поездки!
Наиболее спорным был вопрос оплаты проезда. Традиционно извозчики работали на договорной основе, и чётких тарифов не существовало. Иногда извозчики выставляли непомерные цены.
В начале XX века конкурентом извозчикам стала конка. К середине 1930-х годов извозчики были вытеснены механическими и электрическими видами городского транспорта: такси, трамваями и (в Москве) метро. Ломовые и легковые извозчики просуществовали в городах до конца 1930-х гг. Эпоха извозчиков закончилась в Москве незадолго до Великой Отечественной войны. Так, еще в 1939 году в столице насчитывалось 56 «ломовых» извозчиков.
И особо терпеливым: еще картины и скульптура с извозчиками.
Моя статьи : Забытые профессии на картинах: бурлаки.
Забытые профессии на картинах: водовоз и водонос.
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков.