787 подписчиков

Извозчик: забытые профессии на картинах.

222 прочитали

М.М. Гермашев. Извозчик. 1890
М.М. Гермашев. Извозчик. 1890

Извозчики. Куда они делись? Никуда! Сегодня это те же водители такси. Почему же не слышно окрика: "Эй, извозчик!" или "Велите извозчика подать к парадному!"?

 Дрожки — лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок. Вариантов было немало, на рисунке вариант «линейки». Сидение - это доска вдоль экипажа или диван. Главное - сидеть приходилось  боком по ходу движения или верхом на доске, на широкой доске или диване можно было сидеть спина к спине. На рисунке женщина сидит боком, мужчина рядом — верхом на сиденье-доске.
Дрожки — лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок. Вариантов было немало, на рисунке вариант «линейки». Сидение - это доска вдоль экипажа или диван. Главное - сидеть приходилось боком по ходу движения или верхом на доске, на широкой доске или диване можно было сидеть спина к спине. На рисунке женщина сидит боком, мужчина рядом — верхом на сиденье-доске.

Первые профессиональные извозчики появились в России в 17-м веке. В некоторые места городов пешком было очень сложно попасть из-за отсутствия тротуаров, а уж в несколько мест за день нельзя было успеть иначе, как на извозчике.

К.И. Кольман. Торговцы и извозчики, п.п. 19 века.
К.И. Кольман. Торговцы и извозчики, п.п. 19 века.

Извозчик - это кучер, водитель гужевой повозки, по сути - городского транспорта. Как поется в одной известной песне: "Водитель кобылы!" Транспорт этот мог быть свой, а мог быть и чужой, т.е. хозяйский, взятый в аренду. В XIX — начале XX века основным видом городского транспорта были именно они - извозчики.

Б.М. Кустодиев. Морозный день, 1913
Б.М. Кустодиев. Морозный день, 1913

Извозный промысел считался достаточно выгодным, многие купцы держали до 20 отборных лошадей, сдаваемых внаём. Одноразовые поездки на городском извозчике были по средствам средне обеспеченной публике.

Б.М. Кустодиев. Извозчик в трактире, 1920. Зимой в трактире или чайной можно было согреться чайком, отдохнуть.
Б.М. Кустодиев. Извозчик в трактире, 1920. Зимой в трактире или чайной можно было согреться чайком, отдохнуть.

Существовали ограничения по возрасту для извозчиков— от 18 до 65 лет. Специальной строкой означалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование не выполнялось повсеместно, особенно зимой.

Маршак С. Приключения стола и стула. Рисунки М. Цехановского  2-е изд.  [Ленинград] : Радуга, 1928
Маршак С. Приключения стола и стула. Рисунки М. Цехановского 2-е изд. [Ленинград] : Радуга, 1928

Извозчики делились на ломовых (грузовых) и легковых (для ездоков). Выделялось несколько категорий ломовых извозчиков, занимавшихся различными видами извоза: доставка груза, вывоз снега, нечистот («золотой обоз»), подвоз воды (водовозы), доставка продуктов в магазины и на рынки, обслуживание строек, доставка мебели, дров, оружия и тяжеловесных предметов.

Почтовая открытка. Биржа извозчиков в Москве, начало ХХ века.
Почтовая открытка. Биржа извозчиков в Москве, начало ХХ века.

Легковые извозчики подразделялись на "биржевых" (ожидавших важных седоков в особых местах-биржах) и "безместных", называвшихся "ваньками". В Москве их называли «ванька», в Питере, где многие извозчики были финнами, – «вейка» (от финского veiko – «браток», «парнишка»). Ванька - извозчик самого низкого пошиба, обычно только что из деревни.  Работали много. Просили не дорого (30-70 копеек за поездку). "Ваньки" в большинстве работали "на хозяина".

.К. Коленда. Извозчичий двор на «Канаве». Первая четверть XIX века.
.К. Коленда. Извозчичий двор на «Канаве». Первая четверть XIX века.

"Ваньки" были самыми распространенными типажами среди извозчиков — одноконные пролетки, дешевые и вездесущие. В любой части города их можно было найти и тут же нанять. Работали они сезонно, чаще зимой, когда работы в деревне мало.

Ф. Журавлёв. Приезд извозчика на родину, 1868. Очевидно, что крестьянин подался на заработки в город. Зарабатывал извозом. Видимо это продолжалось целый сезон. За это время жена "оказалась немного беременной". Возникли вопросы...
Ф. Журавлёв. Приезд извозчика на родину, 1868. Очевидно, что крестьянин подался на заработки в город. Зарабатывал извозом. Видимо это продолжалось целый сезон. За это время жена "оказалась немного беременной". Возникли вопросы...

Среди "биржевых" были "лихачи" ("ухорские"), катавшие господ ради их удовольствия за значительную плату. Дворянину пристало передвигаться если не в собственном экипаже, то по крайней мере на лихаче. К полудню, когда самые медленные извозчики-ваньки попрятались с улиц, потому что движение стало бойким, лихач выдвигается на биржу.

С. Френц. 'Розовый снег'. (Катание на лихачах.), 1925
С. Френц. 'Розовый снег'. (Катание на лихачах.), 1925

Экипажи «лихачей» всегда выделялись чистотой, как зеркала блестели их лакированные бока, верх был кожаным и складным, мог опускать­ся и подниматься, а когда появилось электричество, на оглоблях экипажей «лихачей» загорелись электрические лампочки, питавшиеся от аккумулятора, спрятанного под сиденьем.

Почтовая открытка. Извозчик-лихач на тройке, начало ХХ века.
Почтовая открытка. Извозчик-лихач на тройке, начало ХХ века.

У «лихачей» были надувные шины («дутики»), сзади на поясе у извозчиков часы для удобства пассажиров. И одевались они с шиком. Седоков они тоже брали не всяких. За 20 коп. не ездили.

Извозчики. Куда они делись? Никуда! Сегодня это те же водители такси. Почему же не слышно окрика: "Эй, извозчик!" или "Велите извозчика подать к парадному!"?-12

Живейный - извозчик средней руки, уже не «ванька», но еще не «лихач». Это был извозчик, который уже смог накопить денег на приличную лошадь и неплохой экипаж. «Живейный» мог брать пассажиров вместе с багажом (по правилам один седок мог загрузить до 90 кг клади, а если ехало двое – то до 50).

Б. М. Кустодиев. Извозчик, 1920. Обратите внимание на жетон на задней стенке саней. Город выдавал такие жетоны только проверенным "извозчикам". Проверка заключалась в сдаче экзаменов на знание города, правил поведения, правил вождения.
Б. М. Кустодиев. Извозчик, 1920. Обратите внимание на жетон на задней стенке саней. Город выдавал такие жетоны только проверенным "извозчикам". Проверка заключалась в сдаче экзаменов на знание города, правил поведения, правил вождения.

Поскольку клаксонов ещё не было, извозчикам предписывалось предупреждать пешеходов окриком. Парковаться можно было только вдоль тротуара, при этом не позволялось привязывать лошадей к тумбам, фонарным столбам, решеткам и перилам. В сумерках надлежало ехать только с зажжёнными фонарями. Керосин для них предписывалось разводить рапсовым маслом, чтобы он «горел ярко и не вспыхивал». Те, кто ехал домой, обязывались выставлять особый значок, означавший, что они не берут седоков.

Формы экипажей были разнообразны: кареты, коляски, пролётки-«эгоистки», брички, дрожки-«гитары», линейки, одноколки , в сер. XIX в. появились пролетки. Ценились экипажи с откидным верхом, в них подвыпившие господа с дамами могли не бояться нескромных взглядов.

Ф.Р. Рудольфович. Невский ночью. Извозчик, 1923.
Ф.Р. Рудольфович. Невский ночью. Извозчик, 1923.
Некоторые виды экипажей.
Некоторые виды экипажей.

Зимой экипажи менялись на лекие сани - деревянные или плетеные из прутьев. Металлические встречались редко, уж больно тяжелы получались.

П.О. Ковалевский. Извозчик. 1902
П.О. Ковалевский. Извозчик. 1902

У лихача если сани, то лаковые, с резьбой, с камышовым плетеным задком, с медвежьей полостью (то есть медвежьей шкурой, чтобы укутываться) и лапками (бронзовыми шишечками для красоты).

Б.М. Кустодиев. Московский трактир, 1916. В трактирах согреться, попить чайку с баранками из чайной пары, почитать газету извозчики собирались целыми компаниями.
Б.М. Кустодиев. Московский трактир, 1916. В трактирах согреться, попить чайку с баранками из чайной пары, почитать газету извозчики собирались целыми компаниями.

Костюмы извозчиков устанавливались распоряжениями городской управы. Обычно, они носили неуклюжий кафтан синего цвета «на фантах», т. е. на двух сборках сзади, подпоясанный наборным поясом, и поярковую шляпу с пряжкой, доставшуюся им от старых цеховых фасонов начала девятнадцатого века.

Извозчик. Фотография начала ХХ века.
Извозчик. Фотография начала ХХ века.

Б. М. Кустодиев. Извозчик, 1923
Б. М. Кустодиев. Извозчик, 1923

Лихачи любили франтить, отделывая свою форму выпушками из дорогого лисьего меха и наряжаясь в зимнее время взамен обычной для профессии барашковой шапки в настоящую «бобровую».

Ломовые имели летом русские рубахи, жилеты, большие фартуки и картузы, а зимой те же шапки и «спинжаки», или ватные пиджаки.

Ломовой извозчик на Москворецком мосту. Москва. 1931  год.
Ломовой извозчик на Москворецком мосту. Москва. 1931 год.

"Ваньки" одевались простенько, что есть - то и надел. Тепло, да и ладно!

Извозчики. Куда они делись? Никуда! Сегодня это те же водители такси. Почему же не слышно окрика: "Эй, извозчик!" или "Велите извозчика подать к парадному!"?-22

Костюм извозчика был призван не только согревать его, но и защищать от синяков. Зимой одежда выглядела особенно колоритно: халат или длинный кафтан с набитым пенькой простеганным подолом.

П. Александров. Отдых извозчиков, 1830. Обратите внимание на белый прямоугольник на  спине ближайшего извозчика. Это кожанная или суконная табличка с номером и районом "приписки" экипажа.
П. Александров. Отдых извозчиков, 1830. Обратите внимание на белый прямоугольник на спине ближайшего извозчика. Это кожанная или суконная табличка с номером и районом "приписки" экипажа.

Номера для извозчиков были придуманы еще очень давно – в XVIII веке. Первоначально эти номера лишь подтверждали факт уплаты пошлины. В первые годы после появления это были кожаные номера, которые вешались на спине легковых извозчиков. Вторая функция номерных знаков – контрольного характера.

Жетон легкового извозчика.
Жетон легкового извозчика.

Позднее извозчики стали приписываться к определенной части города. Примерно в 30-х годах XIX века вместо кожаного ярлыка он стал металлическим. Первое время он продолжал крепиться на спине под воротником на шнуре. Единых требований по стране не существовало. На знаке всегда указывали место выдачи, порядковый номер и год действия знака, а также тип извозчика – ломовой или легковой. Знаки менялись ежегодно.

Жетон извозчика. Начало 20-х гг. ХХ века.
Жетон извозчика. Начало 20-х гг. ХХ века.

После появления, начиная с 40-х годов XIX века, номерной знак у ломовых извозчиков начинают крепить на дуге или повозке, а затем и легковые извозчики получают указания устанавливать номерные знаки на экипаже. Сзади, под облучком, на дуге – вот возможные места крепления номеров.

Извозчики. Куда они делись? Никуда! Сегодня это те же водители такси. Почему же не слышно окрика: "Эй, извозчик!" или "Велите извозчика подать к парадному!"?-26

Со временем знаков становилось больше. Большой знак крепился на повозку, а меньшего размера был у извозчика. В некоторых местностях в конце XIX в выдавалось аж до 4 номеров, два из которых крепились на экипаже, один оставался у извозчика в качестве удостоверения, а один передавался пассажиру по его требованию на время поездки!

Наиболее спорным был вопрос оплаты проезда. Традиционно извозчики работали на договорной основе, и чётких тарифов не существовало. Иногда извозчики выставляли непомерные цены.

Конка в Самаре, 1910 год.
Конка в Самаре, 1910 год.

В начале XX века конкурентом извозчикам стала конка. К середине 1930-х годов извозчики были вытеснены механическими и электрическими видами городского транспорта: такси, трамваями и (в Москве) метро. Ломовые и легковые извозчики просуществовали в городах до конца 1930-х гг. Эпоха извозчиков закончилась в Москве незадолго до Великой Отечественной войны. Так, еще в 1939 году в столице насчитывалось 56 «ломовых» извозчиков.

Извозчик на Театральной площади Москвы в начале 30-х гг. ХХ века.
Извозчик на Театральной площади Москвы в начале 30-х гг. ХХ века.

И особо терпеливым: еще картины и скульптура с извозчиками.

Моя статьи : Забытые профессии на картинах: бурлаки.

Забытые профессии на картинах: водовоз и водонос.

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!

А.Житков.