Читаю тут одну «веселую» книжку, по «своей тематике». Написал её Джон Уорд, личность крайне интересная. Этот человек был профсоюзным деятелем, избирался в британский парламент, в годы Первой мировой — офицер Мидллсекского полка, вербовал на войну рабочих.
А потом случилась Революция в России, потом еще одна, а потом и Интервенция подъехала. Уорд был командиром батальона, повидал Манчжурию, Сибирь, Урал, Дальний Восток. Сочувственно относился к приходу к власти А.В. Колчака, так как считал эсеровскую власть недееспособной. Некоторые даже считают Уорда одним из тех, кто возвел Колчака на «политический Олимп» белого движения.
В дальнейшем Уорд написал книгу под названием «Британская военная экспедиция в Сибирь. Воспоминания командира батальона «Несгибаемых», отправленного в поддержку Колчака. 1918—1919». Там Уорд рассказывает много интересного о боевых операциях (в которых принимали участие и британцы), о политическом климате на белых территориях, о целях интервентов. И отдельно у него, через всю книгу, проходит мысль: мы, конечно, ребята своеобразные, но нам до японцев далеко.
Надо сказать, что контингенты союзников на Дальнем Востоке и в Сибири были немногочисленными, в сравнении с японской армией. И если британцы или американцы рассчитывали рано или поздно (скорее даже рано) уплыть, то японцы собирались обосноваться «всерьез и надолго», вели себя как натуральные оккупанты и плевали даже на других интервентов.
Так, японцы никогда не разглашали планы своих операций, не ставили в известность союзников, действуя самостоятельно (однажды даже арестовали главу британской военной миссии!). А ещё японцы (контролировавшие железные дороги) собирались провезти англичан, включая офицеров в... вагонах для скота! Типа, мы тут главные. А вы так, голь перекатная, проездом.
«Это, видимо, удивило японского офицера, который указал, что японцы находятся в Сибири в качестве оккупантов и вольны делать все, что им нравится. Мне пришлось объяснить ему, что японцы действуют в союзе с другими державами, включая Россию, что мы находимся здесь как друзья русского народа, а не как завоеватели. Он этого не знал или не мог понять...» (с) Джон Уорд. Британская военная экспедиция в Сибирь.
Японцы на «своих» оккупированных территориях могли себе позволить расправы даже с русскими офицерами. Они практически не брали пленных в карательных операциях.
Уорд также говорит о том, что японцы уже тогда называли себя «немцами Востока» и говорили о необходимости последовать примеру еще имперской Германии, завоевать себе как можно больше колоний. С другой стороны, слушать такие упреки от англичанина (колониальная империя которого в те годы была самой большой) немного странно)
«На станции собралась толпа русских, а рядом стоял японский караульный. Совершенно неожиданно этот человек бросился вперед и прикладом винтовки ударил русского офицера по спине. Удар был такой силы, что сбил офицера с ног, и от боли тот несколько минут катался по земле, в то время как японец, ухмыляясь, держал свой штык на караул...» (с) Джон Уорд. Британская военная экспедиция в Сибирь.
Естественно, антибольшевистские правительства Урала и Сибири не контролировали реально Дальний Восток. Так было при КОМУЧе и Сибирском Временном правительстве, так было и при Колчаке. Это была «терра инкогнита» со своими местными атаманами, которые опирались на японские штыки и внешнеполитическую поддержку. И даже британский офицер, интервент и лютый враг большевиков (для которого они были лишь частью «германо-венгерско-китайского союза», бандитами) ярко, в красках, описывает сложившуюся ситуацию.
«Колчак приготовился разобраться с этим мятежным офицером-пиратом, но японцы тут же откровенно заявили Омскому правительству, что генерал Семенов находится под их покровительством, и они не позволят русскому правительству его трогать. Под покровительством японцев этот парень продолжал казнить всех без разбора и пороть кнутом рабочих, пока вся область не обезлюдела...» (с) Джон Уорд. Британская военная экспедиция в Сибирь.
Ну ведь мощно написано, а? Кстати, Уорд защищает Колчака в том плане, что если бы власть не сменилась, то и Сибирь (вместе с железной дорогой и телеграфом) эсеры отдали бы японцам, в обмен на японские штыки (а японцы и не против).
Тут, конечно, можно заявить, что Уорд представлял интересы иной страны, а потому специально сваливал все грехи на японцев. Но вот что интересно: Уорда не стало в 1934 году, но уже в двадцатые они пишет, что японцы «идут по пути Германии», описывает их поголовную «отмороженность» и презрение ко всем, даже к условным союзникам и «великим державам». На мой взгляд, показательно...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.