«Камень камню – рознь» - это я о чем?
Сейчас о камнях, которыми усыпана Катунская терраса Яломанских окрестностей. Камнями и камнями-скалами «богата» как первая терраса, так и склон следующей за ней дилювиальной террасы. Не все эти камни обычные, некоторые с отметинами – наскальными изображениями.
Идея их осмотра у нас возникла еще осенью 2020 года, но тогда нам не хватило светового времени для осмотра камней и поиска петроглифов. Поэтому исследование пришлось отложить до мая 2021 года.
Местность эта – Яломанская, богата на археологические памятники, среди которых много и петроглифических. Наши майские изыскания были направлены на обнаружение неизвестных нам ранее наскальных рисунков. Первый камень с рисунком барана мы увидели еще с дороги, из окна машины. Принято было решение у него сделать остановку и припарковаться.
День стоял солнечный, теплый и благодатный для осмотра камней степной местности. В процессе поисков мы нашли много отмеченных рисунками гранитных валунов. Самый примечательный из них располагался на 690 километре Чуйского тракта, справа от дороги, в отдалении. Эта гранитная скала-камень продолговатой или почти эллиптической формы. Продолговатость ее ориентирована по линии запад-восток. С двух торцов – с западного и восточного, его скальные поверхности, покрытые так называемым «скальным загаром» с таким желтовато-коричневатым лоском, сохранили древние изображения. На западной грани рисунков в разы больше, да и сохранность их выше. На восточном торце плохо сохранившиеся петроглифы скрывают современные и около современные надписи. Западный торец камня-скалы изобилует петроглифами. Среди зооморфных рисунков интересны изображения оленей, сделанные контурной выбивкой. По всей моей видимости, петроглифы относятся к позднему железному веку.
Интересно то, что сегодня местность, где расположен валун – сухостепная, а главным изображением данной писаницы являются олени – жители лесной местности.
Сама скала-камень имеет покатую южную сторону, где в нижней части, в трещине гранитного тела камня произрастает куст арчына (можжевельника) весьма солидного возраста. Эта скал-камень в сравнении с окружающими его собратьями самого большого размера и расположена она в некотором удалении от остальных. Подобные объекты ученые именуют малыми святилищами. В логу Уркош, что располагается немного в отдалении от валуна, археологами выделено несколько подобных святилищ. Вполне вероятно, что и это местонахождение петроглифов относится к Уркошским святилищам.
В итоге, обследовав эту каменистую местность, мы насчитали около десятка расписанных камней. Если подключить воображение, то можно углубиться в далекую от нас древность и попытаться представить процесс создания рисунков. Сначала творцу надо было обследовать все камни и выбрать подходящие для работы валуны с гладкой поверхностью. Есть предположение, что перед началом процесса «рисования» скальные поверхности «готовились» к работе. В результате такой специальной обработки скалы становились определенного цвета – «загара» и текстуры поверхности.
Процесс создания петроглифов также не был единовременным. Можно предположить, что рисунки выполнялись в течение определенного времени. Даже можно констатировать, что писаница с каждым этапом наполнялась новыми образами и росла количественно, а подчас и качественно. Довольно часто на одной писанице встречаются разновременные петроглифы, отдаленные друг от друга целыми эпохами.
Назвать человека, творившего наскальные рисунки, художником нельзя, скорее всего он был мастером. Ведь в процессе создания рисунка на камне требовалась не просто способность к рисованию, но и навыки, и мастерство по работе с камнем. Причем, гранитные поверхности требовали кроме мастерства и художественных навыков еще и силу, не только воли, но и физическую.
Зачем люди создавали петроглифы?
Возможно, так как рисунки отражали реальных животных, они пытались воспроизвести на камне желаемую действительность. Или они хотели притянуть желаемую действительность к реальному воплощению.
Есть и еще один аспект – личностный: творчество, как самореализация. На самом деле, если размышлять и пытаться погрузиться в ту далекую реальность, то возможны и иные причины, создающие условия для мотивации человека древней эпохи к созданию рисунков на камне. Если отойти на расстояние и взглянуть на местность с этой конкретной, исследуемой нами скалой и слегка абстрагироваться от осознания «здесь и сейчас», то возникает некая иллюзия, что этот камень был центром коллективных или массовых церемоний, направленных на прогнозирование «лучшей» жизни для себя и своих родных. Вокруг этой камень – скалы достаточно свободного пространства для организации церемоний. А невероятное пространственное окружение способно усиливать эффекты «присутствия» и «сопричастности» к происходящей церемонии.
Сходите, ощутите…
Порой, чтобы познать себя, надо попытаться познать другого.
Уже дама, после написания статьи, я нашла вот эту информацию.
«… Подтверждением сакрализации окружающего пространства является и наличие поблизости еще одного аналогичного комплекса, расположенного внизу у подножия высокой террасы. Этот памятник, имеющий несколько местонахождений петроглифов на огромных валунах, отмечен В. Д. Кубаревым и Е. П. Маточкиным. С 2008 года Яломанской археологической экспедицией АлтГу в рамках мониторинга уже известных объектов в урочище Уркош обследовалось и указанное святилище. В результате уточнено его местонахождении. Памятник находится в 1,87 км к северу от устья Большого Яломана, в 100 м к западу от Чуйского тракта, между 690 и 691 км. В монографии В. Д. Кубарева и Е.П. Маточкина этот памятник был обозначен как Яломан-2….»
Из чего следует, что камень-скала:
- является древним малым святилищем;
- место, где он находится – сакральное.
Значит все мои выводы не пустые иллюзии очарованного исследователя.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.