Спейс-рок, сай-фай метал, астро-классика в духе «Планет» Холста — жанры, навеянные эстетикой космоса. Их магнетизм понятен. Они отражают связь человека и Вселенной, трепет первопроходцев, задор рассказов Булычева и буйство фантазии на самых дальних из доступных нам рубежей.
Но есть другой вид музыки космоса. Даже не вид — концепция. Музыка, которая буквально повествует о космосе: его природе, сущности, опыте пребывания в нем, его влиянии на людей и способах взаимодействия с ним. Стилистически диапазон этой музыки огромен: от джаза Sun Ra до находок агентства NASA, которые сначала отправили земную музыку в космос (Golden Records), а затем выпустили альбом Symphonies of the Planet, который, наоборот, собрал космические звуки, записанные зондом «Вояджер».
В списке будет еще пара находок о бесконечности, пересечении межзвездных расстояний, черных дырах и познании. Обычно на этом канале я пишу про хэви-метал. Это исключение. Мне хотелось поделиться находкой — необычной, красивой, утонченной и мимолетной.
I. Как звучит полярное сияние
Космос не равно тишина. Чтобы его услышать, нужно специальное оборудование. Когда поток ионизированных частиц от Солнца достигает Земли и сталкивается с магнитосферой, возникает полярное сияние, а также рождается звук в виде низкочастотных радиоволн.
Музыкант Ким Кунио собрал эти звуки, часто называемые «атмосфериками» (или просто «сфериками»), и написал для них фортепианный аккомпанемент в рамках альбома «Aurora Musicalis».
Сами сферики он записал на британской антарктической станции «Халли» вместе с ученым-исследователем космической погоды Найджелом Мередит.
Слушайте альбом бесплатно здесь.
II. Как звучат массивные черные дыры
Гравитационные волны Эйнштейн предсказал в 1916 году, но обнаружили их 100 лет спустя, когда построили LIGO — лазерно-интерферометрическую гравитационно-волновую обсерваторию.
Американский композитор Уильям Басински получил записи LIGO — звучание волн, исходящих от двух массивных черных дыр на расстоянии 1,3 млрд световых лет от Земли. Они легли в основу альбома «On Time Out of Time».
Слушайте альбом на сайте Bandcamp или в Яндекс-Музыке.
III. Как могло бы звучать излучение Хокинга
Один из великих вкладов Стивена Хокинга в современную космологию — гипотеза о том, что черные дыры испускают излучение.
Четырехчасовой опус Джереми Байла «Music for Black Holes» — метафора к излучению Хокинга, поэзия космических мертвецов и предположение о том, как могли бы звучать потоки частиц, «испарившихся» вблизи горизонта событий.
Слушайте альбом на Bandcamp или в Яндекс-Музыке.
IV. Музыка бесконечного падения в черную дыру
Если черная дыра стремится к бесконечности, во Вселенной множество измерений, которые расширяются в неизвестность в каждый момент времени. На фоне этого музыкант Эндрю Лаговски (S.E.T.I.) вводит идею о том, что в будущем одной из проблем межзвездных путешествий будет проблема сохранения рассудка перед лицом бесконечности.
На восьмичасовом альбоме «Sleep Environments for Interstellar Space Travel» Эндрю создает гипнагогическую среду, имитируя состояние между сном и явью. В музыкальный бассейн иногда вклиниваются звуки рециркуляции воздуха, гул двигателя и странные сигналы из космоса.
Слушайте запись бесплатно по этой ссылке.
V. Музыка познания тайн Вселенной
В magnum opus британского философа и фантаста Олафа Стэплдона «Создатель звезд» главный герой путешествует по космосу силой мысли и дотягивается сознанием до самых дальних его границ. Он встречает на пути другие разумные формы и наблюдает историю Вселенной на разных этапах ее существования.
На альбоме «Star Maker Fragments» ансамбль Тейлор Брук интерпретирует заметки Стэплдона. Они всерьез берутся за идею писателя о том, что координаты в пространстве можно представить с помощью нот. Также они пытаются передать опыт выхода из тела и исследуют космические загадки через экспериментальные звуки и бессловесные вокализации.
Слушайте бесплатно на Bandcamp или на YouTube.
🔔🔔🔔 Не забывайте оставлять комментарии, подписывайтесь на канал и оценивайте запись. Это поможет посту набрать больше просмотров, а мне — понять, что все не напрасно.