Автор: Николай Чувиков
"The Astonishing"... Я уже вижу ваши комментарии под сем обзором, которые клеймят этот альбом как "худший в дискографии Dream Theater", заявляют, что "Портной бы такого не допустил" и кричат, что "здесь нет ни одной хорошей песни". Однако давайте будем немного более объективными: ведь если посмотреть на отзывы критиков об этом альбоме, то выяснится, что профессионалы оценили его гораздо выше не только по сравнению с прошлыми релизами, но и с даже "Systematic Chaos". Музыкантов хвалили за смену саунда, за амбициозную концепцию, за драматизм и эмоциональность исполнения, за богатство композиционных структур и за попытку записать нечто для себя новое. Так что может стоит дать этому альбому шанс? Может в нём сокрыто нечто, чего мы все (включая меня) так и не смогли расслушать? Может уже через десять лет "The Astonishing" внезапно превратится в недооценённую классику? Давайте же вгрызёмся в музыкальный и концептуальный гранит и попробуем открыть этот противоречивый альбом с другой стороны.
На самом деле идея концептуального альбома уже долго витала в голове Джона Петруччи - первые наброски сюжетной линии появились ещё в 2013 году. После же того, как он представил свои сюжетные идеи остальным участникам Dream Theater, методом обычно голосования было решено, что новый альбом будет посвящён именно этой тематике. Более-того, научно-фантастическая концепция очень впечатлила менеджеров лейбла Roadrunner, вследствие чего музыкантам была оказана всяческая поддержка. Сами же инструменталисты работали над будущим "The Astonishing" c рвением и тщанием - все они были поклонниками научной фантастики, а потому подобная антиутопическая тематика удовлетворяла их интересам. И надо сказать, что этот энтузиазм чувствуется практически на каждой песне альбома - невооружённым взглядом видно, что музыкантам доставляло искреннее удовольствие продумывать каждый аспект сюжета и интерпретировать эмоции и поведение персонажей. Правда даже я готов признать, что вся эта фантастическая история получилась если не абсурдной, то странной уж точно.
"The Astonishing" рассказывает нам о будущих антиутопических Соединённых Штатах Америки, где наблюдается противостояние Великой Американской Северной Империи и представителей сопротивления, которые борются с тиранией при помощи магической силы музыки. Главным героем является Гэбриэл - певец, наделённый так называемым Даром Музыки, при помощи которого он может влиять на человеческие души и очищать их от скверны и злости. Сами музыканты не раз намекали на то, что Гэбриэл по своей значимости перекликается с одноимённым христианским ангелом, которого часто называют Гласом Божиим. Ещё одним ключевым персонажем оказывается Фейс (английское - Faythe), дочка тирана-императора, которая осознаёт насколько тяжело живётся подданным её семьи, а посему вступает в борьбу за справедливость. Упомянутого нами главного злодея зовут Нефериез - в прошлом музыкант, но лишившийся своего дара, он становится во главе зловещей Империи и решает лишить всё население страны музыки и всего творчества вообще.
Вся эта достаточно безумная научно-фантастическая история была написана под влиянием таких франшиз как "Звёздные войны" и "Игра престолов" и изобилует как действительно интересными и оригинальными идеями, так и великим количеством клише. Не могу сказать, что я негативно отношусь к сюжетной подоплёке "The Astonoshing", но все эти антиутопические истории про злобные Тирании будущего приелись мне ещё лет десять назад. Так что даже достаточно интригующая история про Магию Музыки не смогла заинтересовать меня так, как могла бы в контексте другого художественного произведения. Однако я готов признаться, что если погрузиться в историю "The Astonishing" с головой, так невольно начинаешь поражаться продуманности мира и невероятному количеству деталей, которые вообще можно редко найти на концептуальных метал-альбомах. Видно, что Dream Theater вложили всех себя в этот сюжет, а потому тем более обидно, что альбом был так сильно раскритикован слушателями.
Если же говорить о музыке, то "The Astonishing" также является зверем странным и непонятным. Практически все песни на альбоме были исходно написаны парным содружеством Петруччи и Рудесса, и лишь после этого остальные музыканты разрабатывали свои инструментальные партии. Более того, Dream Theater заметно сместили свои жанровые приоритеты - их классические композиционные структуры ушли в прошлое, дав место своеобразному торжественному и маршевому звучанию, которое почерпнуло множество элементов из рок-оперных структур. Однако, вместе с этим, было видно, что такой стилистический подход оказался нов для коллектива, а посему чуть ли каждая песня звучит как некий музыкальный апофеоз, что невольно давит на уши. Каждый новый трек настолько драматичен и навязчив, что становится сложно сфокусировать на нём внимание - более того, невероятно раздутая атмосфера значимости происходящего невольно заставляет слушателя уделять музыке и текстам ещё меньше времени. Я клянусь, я слушал альбом уже раз десять, но каждый раз я сталкиваюсь с тем, что постоянно на что-то отвлекаюсь и не могу заострить на нём своё внимание. И это при том, что на самом деле на "The Astonishing" действительно есть большое количество хороших песен, которые могут похвастаться как оригинальным звучанием, так и действительно выразительными мелодиями. Более того, Джеймс Лабри звучит просто феноменально: он показывает настоящий вокальный класс и вносит в свои партии столько эмоций, что не впечатлиться им нельзя. Так что это действительно парадоксально, что в конце концов "The Astonishing" получился настолько невыразительным альбомом.
Плюс к этому, альбом растянут аж на два диска, что требует от слушателя ещё больше внимательности и преданности делу - рискну предположить, что если бы Dream Theater сократили свою концепцию до семидесяти минут, то она бы получила гораздо более положительные оценки слушателей. А так...
Лично я не могу назвать "The Astonishing" худшим альбомом группы: эта запись действительно оригинальна и неординарна, а местная концепция, при всей своей шаблонности, вполне может заинтриговать своими интересными идеями и посылами. Более того, врождённый профессионализм музыкантов никуда не делся, а потому инструментальные и вокальные партии всё так же оказываются на высоте. Просто вот... не склеивается всё это дело вместе. Рискну предположить, что в будущем я смогу оценить этот альбом с другой стороны и даже назову его недооценённой классикой группы, но на данный момент я могу слушать его лишь дозировано...