317,9K подписчиков

«Мне казалось, что дух русских солдат сломлен. Как я ошибался»- ветеран Вермахта рассказывает о войне с СССР

32K прочитали
Многие немецкие офицеры принимали активное участие в боевых действиях с первых дней Второй Мировой войны.

Многие немецкие офицеры принимали активное участие в боевых действиях с первых дней Второй Мировой войны. Но именно Восточный Фронт, где им довелось встретиться лицом к лицу с бойцами Красной армии, они считают самым тяжелым испытанием.

Немец, Вальтер Хайнлайн, который начинал свою службу в артиллерии, к моменту начала Великой Отечественной войны уже успел получить офицерские погоны. Он оказался на фронте в самом начале Второй Мировой войны, успел повоевать во Франции и Греции (об этом я писал в своей прошлой статье). Но именно Восточный Фронт стал для него настоящим испытанием.

Отправка в Советский Союз и первый бой

После окончания войны с Грецией и парада в Афинах, 2-я танковая дивизия, в состав которой входил артиллерийский дивизион Хайнлайна, готовилась к отправке в Африку. По крайней мере, так думали все солдаты и офицеры.

«Мы уже собирались в Африку, когда пришла информация о том, что мы начали войну с русскими. Мы знали, что они хорошие солдаты, и нам предстоит тяжелая кампания. Сперва нас отправили в район Львова, где мы находились в резерве. После этого неожиданно пришёл приказ на отправку во Францию».
Расчёт немецкой тяжелой 150-мм гаубицы. Фото в свободном доступе.
Расчёт немецкой тяжелой 150-мм гаубицы. Фото в свободном доступе.

Там дивизии пришлось в течение нескольких недель «изображать» немецкие оккупационные войска, после чего их снова решили отправить в СССР. Две недели дивизия стояла на "доукомплектовке" во Франции, а потом отправилась на войну с Советским Союзом.

Напомню, что 2-я танковая, в которой служил Вальтер, входила в состав ГА "Центр". Главной целью этой группы германских войск была Москва. Первой бой, солдаты вермахта из этой дивизии провели в начале октября. После чего они форсировали реку Десна. Именно там немецким артиллеристам впервые довелось встретиться с партизанами.

«О партизанах мы раньше знали мало. Слышали лишь, что они нарушают снабжение наших частей и прячутся в лесах. Их сложно было выделить, поскольку они ходили в обычной одежде. Эти столкновения с местным населением были крайне неприятными».

Скорее всего, Вальтер так "небрежно" отзывается о партизанах, потому что он ещё не прочувствовал во всю их опасность. Многие матёрые вояки вермахта в последствии писали, что партизанское движение в СССР было для них настоящим кошмаром.

Молодой офицер Хайнлайн. Фото в свободном доступе.
Молодой офицер Хайнлайн. Фото в свободном доступе.

Первый Железный крест

Свою первую награду – Железный крест 2-ого класса, Хайнлайн получил довольно легко, прямо на поле боя, из рук командира полка.

«После боя мы насчитали больше 70 погибших русских солдат. Когда на место прибыл командир полка, я доложил ему об успехах. Неожиданно он достал из сумки Железных крест и вручил мне. Так я получил свою первую награду».

После разгрома котла под Вязьмой, 2-я танковая дивизия двинулась в сторону шоссе Смоленск-Москва, взяв прямой курс на советскую столицу.

«Мне казалось, что дух русских солдат сломлен. Всё чаще они сдавались в плен, бросая оружия. Как я ошибался. В один из дней на нас налетела русская кавалерия. Солдаты кинулись на нас с шашками. Мы открыли огонь прямой наводкой. Поле боя превратилось в ад».
Процесс награждение германских солдат. Фото для иллюстрации. Фото в свободном доступе.
Процесс награждение германских солдат. Фото для иллюстрации. Фото в свободном доступе.

Русская зима и битва за Москву

С наступлением первых холодов на дорогах началась настоящая «каша». Блицкриг окончательно "забуксовал", немцы стали испытывать первые проблемы с провизией и боеприпасами. Это было начало конца.

«Мы часто думали о том, почему командование Вермахта не предусмотрело такой сценарий. Неужели они не знали, что нормальных дорог в России нет. Впрочем, совсем не погода была нашим противником, а русские солдаты, которые уже успели адаптироваться и действовали всё более эффективно».

Радует, что Вальтер не стал оправдываться "Генералом морозом и осенней распутицей", как это делали многие германские генералы, а честно признал, что остановило блицкриг. Оказавшись на линии обороны в районе Калинина, наш герой впервые столкнулся со знаменитыми «Катюшами».

«Реактивные установки нервировали нас. Они приезжали на грузовиках, давали залп издалека, - и пока мы разворачивались, их уже не было. Мы их боялись. У снарядов была большая взрывная сила, большая масса, - и у тех, кто под них попал, не было никаких шансов. Мы достаточно часто под них попадали, но я обычно был в укрытии».

Эта самая распространённая и эффективная тактика русской реактивной артиллерии. Нанести массированный удар по вражеским позициям, а затем быстро изменить своё местоположение, до начала ответного огня.

Залп "Катюш". Фото в свободном доступе.
Залп "Катюш". Фото в свободном доступе.

Русские танки предпринимали регулярные попытки контратак, которые замедляли продвижение противника и давали время для подготовки оборонительных рубежей.

«Однажды я решил сходить в деревню, чтобы попить чая со своим другом. Внезапно на нас вышли советские Т-34. Они долго кружили вокруг домов, пока не вышли к нашему штабу, где их уничтожили наши бронебойщики. К счастью, я остался цел, в отличие от моего броневика».

Русская зима приближалась, а немцы так и не смогли продвинуться к Москве. Бойцам приходилось спасаться от холода своими силами. А тут, на их беду, ещё и советские силы готовили масштабное контрнаступление.

«Чтобы защититься от мороза, мы построили шалаш из еловых веток. Копать землю сил не было, она сильно промёрзла. К счастью, русская авиация нас практически не трогала. В один из дней авиабомба упала прямо возле моей палатки. Несколько минут я ждал взрыва, но его не последовало. Судьба».

🔵 Первую часть рассказа Вальтера можно читать здесь

Вальтер Хайнлайн в старости. Фото в свободном доступе.
Вальтер Хайнлайн в старости. Фото в свободном доступе.

В начале 1942 года события под Москвой практически не развивались. Фронты стояли на месте. Немецкий «Блицкриг» провалился окончательно, а сил для мощной контратаки у Красной Армии ещё не было. В те дни Вальтер много находился на переднем крае.

«Долгое время я исполнял обязанности наблюдателя на переднем крае. За мужество в марте 1942 года я получил Железный крест 1-го класса, а после ещё штурмовой значок и медаль «За зимнюю битву на Востоке». Спустя несколько дней, я наконец-то поехал в отпуск и смог отдохнуть от Восточного фронта».

В какой то степени, Вальтеру повезло, что он попал в отпуск на момент грандиозного наступления Красной Армии. Несмотря на то, что он служил в относительно "безопасном" артиллерийском дивизионе, шанс погибнуть под обстрелом был очень велик. Да и отступающие в суматохе немецкие части, уже не держали боевой порядок так, как это планировалось изначально.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал у нас есть 👉 Телеграм и 👉 сайт. Пишите своё мнение!

Вопрос к читателям:
Как Вы считаете, почему немецкое командование не подготовилось к условиям бездорожья?

🔵 “Внешний вид наступающих немецких войск совершенно изменился”- офицер Вермахта рассказал о битве за столицу СССР