Эволюция Бога, как признак эволюции человека
Объем: 485 страниц
Религии, безусловно, отложили знатный отпечаток на становлении современного человека и в общем-то до сих пор имеют колоссальное влияние на мировосприятие людей и их взаимодействие, как на личностном, так и на международном уровне. «История Бога» призвана если не примирить, то хотя бы представить друг другу кажущиеся столь полярными традиции, истекающие из одного очевидного стремления объяснить мир вокруг и придать пугающей природе вещей и событий сколько-нибудь предсказуемую структуру.
Эволюция самой Армстронг не менее впечатляющая, чем возвышение и падение объекта (или как уверяют некоторые группы верующих – субъекта) ее исследования. В прошлом католическая монашенка взялась проследить становление монотеизма, дошедшего до нас в трех временами соперничающих ипостасях (христианство, ислам, иудаизм), от его истоков до наших дней. От Бога-Творца через Бога-Разума к Богу-Человеку и обратно.
Эта книга монументальный труд, частями перенасыщенный ознакомительным перечислением имен и убеждений пророков и мессий, которые сложно воспринимать, а тем более запоминать. На эпохе Просвещения становится попроще – там одни знакомцы. Но по всему впечатлению краткая справка о деятелях выглядит излишней, поскольку если Вы не были погружены в их рассуждения ранее, прочувствовать значимость момента за несколько абзацев, увы, не выйдет (у меня не вышло). Но с точки зрения обрисовки общей картины – натюрморт удался.
Боги-наблюдатели против Бога-Творца
В чем собственно столь принципиальная разница между Зевсом и Яхве? Оба могущественны, всесильны, любят монументальные сооружения в свою честь, могут метать молнии и поджигать кусты, носят аккуратную бороду. Отличие всего одно, монотеизму не достаточно верховенства, в единобожии, как и в известном фильме про горцев «должен остаться только один» - это не только эгоистичный и ревнивый постулат неких сект, но и причина многочисленных конфликтов между религиозными течениями, где лишние боги и богини приговаривались к уничтожению.
На Олимпе же всем находилось теплое местечко. Повелеваете морями – присаживайтесь за стол. Организовываете войны – вон свободный стул. Носите крылатые сандалии – добро пожаловать! Даже женские божества получали почетные места у трона верховного правителя, а порой занимали царственное место и сами (Афина в Греции, Бастет в Египте, богини плодородия почти во всех мифологиях). Содружество женского и мужского начал всего сущего для политеизма очевидно, что разительно отличает язычество от единобожия, в котором женщина низложена и имеет в лучшем случае статус супруги человека, но никак не самостоятельного человека.
«Богини были вытеснены, и это признак культурных перемен, ставших характерной чертой нового цивилизованного мира», - пишет Автор о значительном снижении женского влияния и сужении социального пространства женщин.
Также монобог перестал быть сторонним наблюдателем, коими в основном являются представители язычества. Яхве воинствующий, карающий и создающий обстоятельства жизни людей. Идеальный надсмотрщик, роль которого в становлении европейской и арабской цивилизации невозможно преуменьшить.
Посмотреть на Бога под другим углом
Повествование представляет собой структурированные изменения в представлениях о Боге, поданные в хронологическом порядке. Книга поделена на блоки, где Автор рассказывает о становлении единобожия, затем переходит к философам, мистикам и, наконец, к эпохе Просвещения, где слово атеист начинает медленно приобретать очертания нынешнего своего значения.
«…фраза «я не верю в бога» в разные исторические эпохи тоже означала что-то свое», - поясняет Армстронг.
Автор уделяет много внимания ответвлениям от основных монорелигий (суфизму, каббале), стремящимся по-новому взглянуть на фигуру непогрешимого Бога и придать ему очертания, наиболее подходящие под цели и задачи текущей эпохи. Так Бог менялся вместе с людьми и даже вслед за ними, приобретая в христианстве все больше человеческих черт и трансформируясь в неприемлемую для иудаизма антропоморфную Троицу, что усугубило конфликт между конфессиями.
Философы, напротив, стремятся к абстрактному и метафорическому прочтению священных текстов, что создает оригинальные и по-своему прекрасные мистические вселенные, где в центре мироздания находится душа человека, а Бог скорей всепоглощающая концепция, чем властный старичок.
«Сотни людей погибли мученической смертью лишь потому, что придерживались тех или иных взглядов, которые невозможно было ни доказать, ни опровергнуть», - пишет Автор об эпохе реформации. Такие мысли неминуемо должны были привести к идее, если не полного отрицания Единого Бога, то хотя бы к пересмотру догматических текстов, под прикрытием которых осуществлялось жестокое кровопролитие, имеющее под собой и политические корни.
«Не перепутать петрушку с болиголовом – вот что по-настоящему важно», - пишет в 18 веке Дидро, - «а веришь ты в Бога или нет – не имеет никакого значения».
Божий дар, яичница и личный взгляд на религию
Книга вышла очень насыщенной, но поскольку Автор явно «имеет зуб» на католиков (а может, просто слишком много знает об этой кухне изнутри), не обошлось без пристрастного восприятия освещаемой темы. Так Армстронг явно симпатизирует Исламу, возможно, пытаясь вернуть мусульманам утерянный в последние десятилетия имидж мирной религии, терпимой к инакомыслию (коей она и являлась изначально).
«Западное христианство не позволяло инакомыслящим держаться особняком – оно просто преследовало их, стремясь стереть несогласных с лица земли, что касается исламского мира – там мыслители-эзотерики обычно умирали естественной смертью».
«Коран учит тому, что общество покорное Божьей воле (иными словами обществом правят справедливость, равенство, честное распределение богатств) просто не может потерпеть крах – и история Ислама, похоже, служит этому живым свидетельством».
Не знаю про «честное распределение благ» в Исламе, мне кажется, в этом смысле в любой религии все не очень однородно, да и представление о честности у каждого не только верующего свое. В любом случае, это был интересный и глубокий экскурс в развитие религиозной мысли: от ее истока до наших дней, где в душах людей нашлось место как Богу, так его полному отсутствию.
Приятного чтения!
Литературный диалог: ВКонтакте, в Инстаграмм