Найти тему

Дополнение к моей статье о монастырских кормах и вкладах (о помине по Ф.А. Басманову)

На фото - Феодоровский монастырь Переславля-Залесского.
На фото - Феодоровский монастырь Переславля-Залесского.

Небольшое дополнение к моей статье по кормам и вкладам в рамках темы Басмановых, где я разбирала все существующие вклады (по ним, их) и ответила на вопрос, являются ли "сто рублей" по душе Фёдора чем-то особенным (спойлер для нетерпеливых - нет. Эти сто рублей - плевок в вечность)

Кто не видел, но кому интересно, вот ссылка на эту статью, размещенную на литературном сайте "Изба-читальня" https://www.chitalnya.ru/work/3087374/

Во-первых, хотелось бы привести высказывание крупного историка Б.Флори, одного из тех, кого я без всяких оговорок уважаю:

"...данные не полные, так как никто из исследователей не пытался специально искать записи о царских вкладах по опальным в архивах русских обителей" (ЖЗЛ "Иван Грозный" стр 146)

Собственно, бинго! Вклады по опальным мы не изучаем, но об "особенности ста рублей "по Фёдору, которые типа намекают на "интимное фаворитство" горячо обсуждаем.
Историкам видимо не надо сидеть и вклады основателя опричнины перебирать. На фига? Вопрос необходимости поиска вкладов и кормов, на мой взгляд настолько очевиден, что я могу лишь развести руками. Хотя, никаких претензий к историкам, собственно. Не всё можно изучить сразу. Но обладая мощнейшей базой знаний (уже имеющихся) стоит ли воду в ступе толочь и натягивать сову на глобус, делая вид,
что ох, сто рублей это так много, это так много, наверное они с царём там прям...ух, зажигали!

То, что логично для авторов гомо-фанфиков, называющих себя "поклонниками" Ф.А.Басманова, негоже для учёных-профессионалов.

Высказывание Б.Флори нашла совершенно случайно, в своих самых-самых первых исторических записях, которые я ещё делала, не ориентируясь ни в этом периоде, ни в истории Фёдора и Алексея в частности. Сейчас очень трогательно вспоминать, листая эти тетради, как я брела за собственной интуицией, пытаясь понять, что тут важно, что нет... Угадать, что может пригодиться, а что нет. Приятно, в большинстве случаев интуиция не подвела. Хотя, самое главное, для меня в то, что сейчас, эти вырванные куски информации, перестали быть вырванными кусками, а имена, стали Именами, а не набором букв. И когда я слышу "Висковатый", "Горбатые", "Челяднин"..... Перед глазами появляются длинные и чаще всего трагичные линии судеб, связанные между собой причинами, следствиями, событиями...

Ладно, это лирика. Опять меня унесло.
По делу.

Что написано пером... Естественно, с момента написания работы Б.Флори прошло время. Но что такое это "время" в рамках официальной историографии? Исследования - это не котлету готовую пожарить. Это труд, время, поиск самих материалов. Много ли могло измениться? Я думаю, не очень.
Собственно, привожу это высказывание для своих читателей и единомышленников, в подтверждение (очередной раз) "печальной" ситуации по изучению истории Басмановых.

Во-вторых, уру-ру.

Внесла в статью дополнение. Буквально на днях отыскала ещё одно упоминание Басмановых, на этот раз добравшись до Синодика Макариева - Унженского Троицкого монастыря. Кто не знает (сама не знала), Костромская область. Не очень очевидна связь. Да, согласно Кобрину, у Басмановых, которые были крепкими землевладельцами земли под Костромой имелись, но что с ними стало позже - неизвестно. По крайней мере, я сама пока такую информацию не выудила.
К сожалению, сам составитель, крупный историк А.И. Алексеев, подчеркивает, что судьба Вкладной книги монастыря не установлена.

Поэтому никаких интересных подробностей нет и в ближайшее время не предвидится. Кто меня читает и читал статью, ссылка на которую дана выше, тот поймет, важность такой документации. Если бы она была, то можно было бы определить случайность или закономерность появления имени там Басмановых, увидеть были ли вклады, как часто, какого объема, от кого или по ком и сделать много соответствующих интересных выводов.
Но, в Синодике имеется род Басмановых (Л.40). Отдельно выделено лишь имя Ивана Фёдоровича Басманова (сына Фёдора). Почему выделено - не ясно. Был ли он тем, благодаря кому род внесли в список или это было по нему...? Ответа нет.
Сам Синодик дошел до нас от 1600-х годов. В связи с этими двумя моментами можно предположить, что поминание было внесено кем-то из молодёжи, никак не со времен самих Алексея и Фёдора. От себя добавлю (исключительно в качестве версии/предположения), что делаю большую ставку на Ирину Басманову. Из всех безгласных женщин рода, видимо попадающих в тень "проклятия Басмановых" и вынужденных оттенять сверх ярких мужчин этого рода, Ирина Салтыкова, которая всегда упоминается как Ирина Басманова (в отличии от Варвары - всегда и везде оставшейся по жизни Сицкой, как есть Сицкой, а не мужниной женой), сумела через все это прокричаться и героически стала единственной женщиной, кто проявил нечеловеческую (при её обстоятельствах) активность, вопреки этой безгласности. И вклады от нее есть (больше всего от Ирины) и вклады по усопшему супругу и похороны своей матери и дочь Ирина Басманова одна подняла и выиграла сложное юридическое дело по разделу елизаровского имущества (за что от меня, человека прошедшего тоже самое, низкий поклон).

Еще нюанс. Как обычно. В Синодике данного монастыря большое количество Сицких (на выбор). Как и везде. Девушки Варвары, как всегда нет. Традиционно, при огромном количестве родни её никто не поминает и не вспоминает. Опять же, ищем дальше. Вопрос бесследно го исчезновения Сицкой достаточно серьёзный.

Третье дополнение, за которое спасибо огромное Елене Самариной, меня к этой информации подтолкнувшей. Среди документации Данилова монастыря Переславля-Залесского есть информация о вкладе А.Д. Басманова размером 200 рублей, благодаря чему монастырем была сделана покупка сельца.

Четвертое дополнение. Большое количество Плещеевых я обнаружила на днях в Синодике Чудова московского монастыря. По этой находке у меня возникло очень много вопросов, на данный момент разбираюсь.

Но...

Живём. Живём, работаем. Ищем дальше. Любая работа и знание - лишь во благо.