Скажу сразу - степные орлы в Орловской области действительно водятся. Так что предание об орле, которого спугнули первостроители Орла, вырубая дубы на стрелке Оки и Орлика, очень может быть правдивым. Некое село вятичей стояло на месте будущего Орла издавна, но город и крепость здесь возникли в 1566 году, по одной из версий - волей Иоанна Грозного.
Орел, выстроенный для обороны от Крымского ханства, почти сразу попал в переплет Смуты. Город одним из первых поддержал Гришку Отрепьева: поговорка "Орёл да Кромы - первые воры" - это о нём, а не о статье 158 УК РФ "Кража". Следующий Лжедмитрий, Второй, зимой 1607-1608 годов обратил город в свою ставку. А уже на излете войны с Польшей, в 1615 году, банды Александра Юзефа Лисовского - эдакого сухопутного пирата на коронной службе - начали свой печально знаменитый рейд с того, что сровняли Орел с землей, и отстраивать город заново Москва начала только через двадцать лет.
В середине XVII столетия на Орловщине прекратились набеги крымцев, которых теперь перехватывали еще на Украине, и в городе на Орлике стало тихо. Петр Великий упразднил орловскую крепость, и из беспокойного фронтира, поставляющего пушечное мясо самозванцам, регион превратился в общеимперскую житницу, а следовательно - и в рассадник "дворянских гнезд" на плодородных землях, в которых вылупились такие именитые птенцы, как Тургенев, Фет, Грановский, Лесков, даже Леонид Андреев - и тот орловец.
Орловская губерния была совсем непохожа по форме на нынешнюю область и представляла собой кишку, вытянутую от брянских лесов до Дона. Располагая тремя крупными городами - Орлом, Брянском и Ельцом - губерния ближе к революции начала превращаться еще и в промышленный центр, а на фоне соседей выгодно выделялась большой долей грамотных.
Тогда вряд ли кто-то предполагал, что политзаключенный Орловского централа Феликс Дзержинский вскоре станет одним из первых лиц страны и отцом-основателем "кровавой гэбни", а в 1919 году Орел впервые за триста лет возьмут с боем - на этот раз свои же, корниловские ударные полки генерала Май-Маевского.
Но волна гражданской войны лизнула Орел только краешком, а во Вторую мировую ему досталось сполна. Почти два года город был оккупирован, хотя немцы не чувствовали себя здесь уверенно: в городе последовательно работали несколько групп подполья, а первого бургомистра Шалимова казнили за связь с партизанами.
На освобождении в 1943 году для Орла приключения закончились. Сейчас это 300-тысячный провинциальный город, после Тулы кажущийся каким-то патриархальным, расслабленным, этаким героем "Записок охотника", принимающим автора в неказистой усадьбе и старом халате, но сохранившим благородную позу. Прямо к парадной центральной площади со всевозможными администрациями в Орле подступают обычные жилые хрущевки с обычными дворами.
Удобнее и быстрее всего в Орел из Тулы вас доставляет, как ни странно, курский автобус, проходящий попутно через Плавск, Чернь и другие мелкие городки.
За 450 лет официальный центр Орла успел переехать за Орлик, на высокий берег, на ту самую площадь Ленина, оснащенную областной, городской администрацией и брежневско-модерновым драмтеатром.
С Орликом площадь соединяет улица Ленина. В Орле ее назначили пешеходным арбатом, в результате чего автобусы и троллейбусы объезжают Самый Центр далеко стороной.
Ворота во дворы местных домиков расписаны цитатами бесчисленных классиков-орловцев - одни о любви к Орлу, другие о прекрасных дамах.
В аптеке № 2 на улице Ленина, 11 организован даже маленький музей аптечного дела.
Площадь Ленина и улица Ленина логично завершаются Ленинским мостом над Орликом.
Он ведет в сохранившийся старый центр Орла, решенный в старинном ложноклассическом духе Екатерины и ее внука Александра.
По долинам Орлика и Оки протянулся главный парковый пояс Орла. Налево от моста пойдешь, вниз по Орлику - попадешь в парк Орловская крепость на месте старинного деревянного острога.
Со стрелки молоденькой еще Оки и ее притока видно и следующую часть паркового пояса - детский парк и городской ПКИО, вытянутые вдоль реки. По Оке здесь рассекают катера и водные велосипеды, а Орлик, хотя и считается грязным, обсажен рыбаками.
Рядом, выше по Оке - скандальный памятник Ивану Грозному, установленный в 2016 году. Против него выступала и орловская, и арбатско-петербургская общественность, а тогдашний губернатор Потомский дополнительно набросил дерьма на вентилятор, выдав на открытии монумента, что "Иван Грозный повез своего сына в Петербург".
Направо от моста пойдешь, вверх по Орлику - будет еще интереснее и красивее. На левом берегу Орлика разбит сквер Семьи, из которого видать собор Архангела Михаила.
Чем выше по реке, тем гуще растительность, и сквер почти превращается в лес, в котором спрятаны частные гостиницы и кое-какие спортивные объекты.
И в этих джунглях прячется мало кому вне Орла известное то ли природное, то ли рукотворное чудо - песчаниковый каньон, судя по всему, вырубленный здесь каменотесами. Это одно из излюбленных мест для прогулок орловцев. Оно находится за мостом Белый Лебедь.
Мы еще побываем в парке Дворянское гнездо наверху, в городе, а затем в излучине Орлика возникает крупнейший в городе Парк Победы со стадионом. Да и за их пределами зеленых зон хватает. Все вместе они формируют эдакое изумрудное ожерелье, которое могло бы украшать тургеневскую или лесковскую героиню из старинной, но не слишком процветающей в новые времена фамилии.
А разговор о Тургеневе и Лескове мы еще продолжим.
До новых встреч с Негодяем!
Краткое содержание предыдущих серий: Как похорошела Тула при Алексее Дюмине? Поездка в удел "преемника Путина" / Убойная сила Левши. Завод и музей оружия в Туле. / Все для охоты на Бонда. Новые жемчужины Музея оружия / Куликово поле: хоть три года скачи - не доедешь