Найти тему
Энергия+

Три технологии, которыми нефтянка может гордиться

Оглавление

Использование цифровых технологий — единственная возможность совершить прорыв в повышении эффективности бизнеса. Сегодня мы вам расскажем о самых полезных инновациях в арсенале нефтяных компаний!

Первый в России беспилотный воздушный комплекс, предназначенный для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики
Первый в России беспилотный воздушный комплекс, предназначенный для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики

Без пилотов и водителей

Подсчитано, что применение современных беспилотных воздушных судов обходится в 2,5–3 раза дешевле пилотируемой авиации. В «Газпром нефти» определено более 70 различных сценариев применения беспилотных авиационных систем.

На Южно-Приобском месторождении компании в ХМАО-Югре успешно испытан беспилотник для перевозки проб нефти. На самом северном в стране Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном в ЯНАО, тестовые полеты совершил беспилотный воздушный комплекс «Тайбер», предназначенный для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики. Ежегодно на автономные нефтепромыслы наземным и воздушным транспортом компания завозит сотни тысяч тонн инженерного и бурового оборудования, строительных материалов, ресурсов для жизнеобеспечения центров нефтедобычи. Использование беспилотной авиации открывает перед нефтяниками большие возможности для оперативной и безопасной доставки на месторождение необходимых ресурсов.

Беспилотные летательные аппараты могут служить не только воздушными грузовиками. Уже сейчас две трети трубопроводов компании (более 7 тыс. км) контролируются беспилотниками.

Летающие роботы используются и в геологоразведке. С их помощью компания получает первичную информацию о строении пород, что помогает спланировать последующие этапы исследования месторождений. Но дальность полета таких беспилотников не превышает 150 км. А в 2020 году «Газпром нефть» совместно с российской компанией «ДИАМ-АЭРО» провела в Ленинградской области успешные испытания беспилотного воздушного судна нового поколения с увеличенной дальностью полета — до 1200 км. Такие дальность и длительность полета позволяют с высокой эффективностью проводить геофизические работы на удаленных территориях при отсутствии наземной инфраструктуры.

На территории складского комплекса Московского нефтеперерабатывающего завода испытана другая автономная транспортная система — наземная. Здесь впервые вне технологической площадки завода-производителя тестировался бескабинный дистанционно контролируемый грузовой электромобиль КамАЗ «Челнок». Внедрение такого беспилотника позволит повысить оборачиваемость складских запасов и, как следствие, скорость работы производственных объектов, а также сократить затраты на топливо и другие издержки.

На Южной части Приобского месторождения внедрение беспилотных электромобилей уже перешло на стадию опытно-промышленной эксплуатации. Роботизированный транспорт перевозит грузы на производственные объекты по внутрипромысловым дорогам наравне с другими участниками движения. Электрические ГАЗели Next без водителя передвигаются по заранее оцифрованным маршрутам. Сотрудник склада оформляет онлайн-заказ на перемещение грузов и выбирает пункт назначения. Система автоматически определяет ближайший автомобиль, направляет его на погрузку и далее по маршруту. Выполнив задачу, беспилотник возвращается на склад или на место стоянки. Один диспетчер может контролировать движение сразу 10–15 беспилотников.

Как выяснили специалисты «Газпром нефти», беспилотные автомобили могут успешно работать и в суровых условиях Арктики. На Восточной Мессояхе успешно протестированы беспилотные грузовые КамАЗы. Автомобили без водителей продемонстрировали умение передвигаться по заданным маршрутам с высокой точностью, обмениваться информацией, распознавать препятствия за доли секунды и прогнозировать траекторию движения с учетом актуальной дорожной обстановки. Главное преимущество беспилотных транспортных средств — неограниченная работоспособность. Оснащенные системой автономного управления машины не устают и не ошибаются даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. В сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные КамАЗы на 50% более безопасны и позволяют на 10–15% снизить издержки при грузоперевозках.

Система КАПИТАН консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки, в том числе с плавучего нефтехранилища «Умба»
Система КАПИТАН консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки, в том числе с плавучего нефтехранилища «Умба»

Капитанский расчет

Цифровые технологии позволяют кардинально повысить эффективность всей цепочки создания добавленной стоимости нефтяной компании. Бесперебойный вывоз нефти с арктических месторождений компании круглый год обеспечивает система управления логистикой КАПИТАН. Она консолидирует данные со всех объектов арктической логистической цепочки: танкеров, ледоколов, нефтеналивных терминалов и плавучего нефтехранилища «Умба», стоящего на рейде Мурманска. В онлайн-режиме система анализирует около 15 тысяч входных параметров, в том числе телеметрию с судов обеспечения и танкерного флота, грузовых резервуаров плавучего нефтехранилища и терминалов, информацию о погодных условиях, фактической и прогнозной ледовой обстановке, движении судов. Каждые 15 минут система пересчитывает график движения танкеров и отгрузок нефти с терминалов, выбирая оптимальное решение из более чем 66,5 млн вариантов.

Экономическая эффективность от внедрения КАПИТАНа за 2019–2020 годы составила 0,9 млрд рублей. Благодаря применению этой системы удельные затраты «Газпром нефти» на вывоз 1 тонны арктической нефти сократились на 12%. Такой эффект дала оптимизация расходов на работу танкеров за счет выбора лучших маршрутов, экономии топлива, снижения затрат на ледокольную проводку, сокращения времени простоя транспорта и максимизации количества вывозимой нефти.

Благодаря технологии блокчейн заправка оформляется в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах
Благодаря технологии блокчейн заправка оформляется в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах

Авиаблокчейн

При реализации авиатоплива «Газпром нефть» первой в России начала использовать технологию блокчейн. Оператор авиатопливного бизнеса компании — «Газпромнефть-Аэро» — успешно завершил испытания собственной цифровой платформы Smart Fuel. Новая платформа позволяет моментально оплачивать авиазаправку, что сокращает время взаиморасчетов между поставщиком топлива и авиакомпанией с 4–5 дней до 15 секунд.

Заявка на заправку, оплата и обмен отчетными документами происходят в онлайн-режиме с помощью приложений на планшетных компьютерах пилота и оператора топливозаправщика. Благодаря технологии блокчейн данные о сделках гарантированно сохраняются в системе и доступны всем участникам процесса. Информация из системы Smart Fuel синхронизируется в электронный бортовой журнал авиакомпании и в цифровую систему учета авиатоплива на топливозаправщиках. Это позволяет полностью автоматизировать процесс заправки и обмена данными. Пилотный проект реализован в международном аэропорту Мурманска.

Подписывайтесь, чтобы больше узнать о нефтяной отрасли! Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Чем занимается цифровой помощник геолога?
Как цифровой капитан помогает кораблям в Арктике
Как работает суперсовременная машина для заправки самолетов, созданная в России

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/