7 подписчиков

Стипендиальные программы Европы. Опыт бесплатного обучения от студентов из России

Мы уже рассказывали о программах, позволяющих стипендиатам бесплатно пройти обучение и получить международную степень. В рамках этой статьи мы расширим список стипендий и расскажем об опыте получения таких стипендий студентов из России.

Мы уже рассказывали о программах, позволяющих стипендиатам бесплатно пройти обучение и получить международную степень.

Erasmus Mundus Erasmus Mundus (Эразмус Мундус)

Пожалуй, самая известная образовательная программа Европейского союза, которая проходит на базе более 3100 высших учебных заведений в 31 стране. В отличие от большинства американских стипендий, Erasmus Mundus позволяет кандидатам выбирать самостоятельно не только направление подготовки, но и место обучения.

Отличительной особенностью программы является то, что ее участники имеют возможность пройти обучение не в одном, а сразу в двух или даже трех вузах и по окончанию получить «двойной» (double-degree) или «общий» диплом (joint-degree). Список специальностей, которые могут осваивать стипендиаты, довольно внушителен, многие из предлагаемых специализаций являются интердисциплинарными: например, соискатели могут одновременно изучать менеджмент и информационные технологии.

Большинство программ являются англоязычными, но в некоторых случаях от аппликантов требуется знание двух-трех языков. Кроме владения языками, будущие стипендиаты Erasmus Mundus должны продемонстрировать высокую академическую успеваемость и не менее высокую мотивацию. Успешным кандидатам предоставляется стипендия в размере 21.000 евро в год, которая полностью покрывает расходы на обучение, проживание, питание, медицинскую страховку и учебные материалы.

Опыт стипендиатов

Опыт 1. Стать участником программы не так уж и легко. И дело тут даже не в высокой конкуренции (хотя она, безусловно, присутствует). «Чтобы пройти отбор, нужно обладать колоссальным терпением, – рассказывает участница Erasmus Mundus Ольга Кудейкина (University of Groningen, Нидерланды). – Я получала огромное количество писем с просьбой помочь и дать совет по поступлению. Большинство кандидатов «сгорело» на первом же этапе, во время сбора документов и самостоятельных попыток во всем разобраться. Только один человек из всех написавших мне получил стипендию!» Однако стать финалистом программы – задача вполне выполнимая. «Просто нужно знать, чего ты хочешь и как будешь этого добиваться, а еще необходимо уметь удержать мотивацию и веру в себя», – убеждена будущая специалистка в сфере языковых и коммуникационных технологий.

Ольге иногда приходилось нелегко: после филологии сначала было трудно заниматься компьютерными науками и математикой. Кроме этого, на первых порах возникали сложности с преодолением культурного шока, адаптацией к новой среде, решением бытовых и бюрократических вопросов. Но, несмотря ни на что, она ни разу не пожалела о своем решении учиться за границей.

«Участие в программе невероятно расширяет горизонты, – рассказывает Ольга. – Появляется ощущение, что ты многого сможешь добиться в жизни. Также это отличный шанс завести огромное количество друзей и полезных связей. С профессиональной точки зрения, Erasmus Mundus дает отличные знания, умение быстро ориентироваться в новой среде и по-новому смотреть на уже известные вещи, умение работать с разного рода информацией и самостоятельно руководить своей работой. Кроме того, магистерская программа предполагает высокий процент самостоятельной работы и исследований, поэтому это хороший шанс проявить себя и развить свои способности».

Опыт 2. Другая стипендиатка Erasmus Mundus, Дарья Иванова, за два года участия в программе успела поучиться сразу в трех европейских университетах: Universiteit Gent (Бельгия), University Henri-Poincare (Nancy, Франция) и Kungliga Tekniska Hogskolan (Стокгольм, Швеция). Кроме качественного образования, благодаря Erasmus Mundus Дарья получила множество полезных навыков:

«Прежде всего, участие в программе дало мне знание английского. Хотя за время учёбы носителей этого языка я не встретила, но благодаря многочисленным акцентам друзей и профессоров, а также учебным материалам и отчётам, теперь могу по-английски изъясняться абсолютно свободно, – рассказывает Дарья. – Второй немаловажный пункт – это друзья, которых я встретила за два года. Третий – это возможность познать культуру разных стран, изучить местные традиции. Участвуя в Erasmus Mundus, я осознала, что человек с "очень даже русским менталитетом" может быть иностранцем, никогда в России не бывавшим».

Несмотря на разницу в образовательных системах, проблем с учебой у Дарьи не возникало. А вот бюрократические аспекты порой приносили немало хлопот: «В России к бюрократии все привычны, но в каждой стране система своя, и времени на её изучение иногда недостаточно. Так, список документов, которые нужны очередному посольству для визы, или очередному вузу для регистрации, различаются от случая к случаю. Кроме того, в моём случае программа была новой и не до конца согласованной между университетами, из-за чего иногда возникали накладки».

Однако студентов Erasmus Mundus такие препятствия не смущают, ведь все они – люди активные и упорные, которые не боятся принимать новые вызовы. Что еще объединяет участников программы? Дарья считает, что это любовь к путешествиям. «Человек, который боится сорваться с места и уехать в незнакомый мир, практически наверняка обойдёт такую программу стороной, – считает она. – Зато все эразмусовские студенты, с которыми я сталкивалась, за время учёбы успевают посетить все пригороды вокруг, ну и несколько соседних стран заодно».

Мы уже рассказывали о программах, позволяющих стипендиатам бесплатно пройти обучение и получить международную степень.-2

Chevening

Мы рассказывали подробно об этой стипендий для получения степени магистратуры в британских вузах. В России Chevening действует с 1990 года. Название программы происходит от названия резиденции министра иностранных дел Великобритании – Chevening House. Именно министерство иностранных дел осуществляет финансирование программы. Стипендия, предоставляемая участникам, покрывает расходы как на обучение Список приоритетных направлений включает в себя 9 специализаций, среди которых, например, экономика и государственное управление; также возможно рассмотрение заявок по другим направлениям.

Важным преимуществом программы является то, что в ее рамках спонсируется обучение на MBA. Кандидаты, прошедшие отбор, могут сами выбирать себе вуз. Крайне желательно заранее подать документы в университет, ведь после завершения отбора финалисты конкурса должны предоставить предварительное подтверждение о размещении в британском вузе.

Опыт стипендиатов

Опыт 1. Андрей Конев стал стипендиатом Chevening еще в 2000 году. На протяжении года он учился в Imperial College Management School, ведущей школе Европы по направлению "Предпринимательство".

«На момент получения стипендии качественных программ МВА в России не существовало, – делится воспоминаниями Андрей, – поэтому я остановил свой выбор на Великобритании, где была возможность получить отличное образование за один год и которая была более привлекательна, чем Штаты, в плане логистики».

Участие в программе открыло перед Андреем множество возможностей для профессионального развития: «Одно из главных преимуществ Chevening – это международный опыт: возможность пообщаться со студентами со всего мира, пожить за границей (как в анекдоте: "не путайте туризм с эмиграцией" :-)), поработать с кейсами из разных стран. Кроме этого, приятно удивило качество европейского обучения. Существенная часть подготовительной работы выполняется студентами самостоятельно, а время в аудитории не тратится на лекции, а используется для обсуждения вопросов и кейсов – это намного продуктивнее и интереснее традиционной советско-российской системы преподавания. Также весьма ценной является возможность пройти стажировку в компании».

Конечно, учеба в другой стране не была лишена трудностей. «Система обучения основана на самостоятельной работе, что требовало некоторого переосмысления поlхода, – вспоминает Андрей. – Довольно непривычными были письменные экзамены в форме эссе. Кроме того, количество заданий в рамках курса МВА превышало возможности их выполнения, что, впрочем, являлось отличным стимулом для развития навыков командной работы: делегирования, работы в группах, контроля работы коллег, управления временем». Вопреки всем сложностям обучения, впечатления от участия у Андрея весьма позитивные: «Несмотря на занятость, все студенты находили немного времени на студенческие развлечения: вечеринки, поездки по другим странам Европы с рюкзаком».

Опыт 2. Интересно, а каким образом реагируют работодатели, увидев иностранный диплом? Есть ли такие, которые относятся настороженно? «Проблем с признанием зарубежного диплома в России у меня никогда не возникало, – рассказывает стипендиат Chevening, выпускник University of Dundee, Алексей Морозов. – Наоборот, работодатели в моей сфере деятельности (юриспруденция) с гораздо большим интересом рассматривают резюме выпускников зарубежных вузов – при прочих равных условиях такие кандидаты имеют преимущество при устройстве на работу».

К слову, Алексей также обладает опытом участия в программе Fulbright, о которой мы уже рассказывали: в этом году он окончил University of Houston. «Пожалуй, главное, что дают эти программы – возможность более глобально взглянуть на свою карьеру: обучение за рубежом открывает множество возможностей для самореализации. Кроме того, получение образования за границей всегда сопровождается приобретением огромного количества друзей по всему миру. Трудно сказать, какой конкретно опыт я считаю особенно полезным, но, несомненно, стоит выделить выработанное умение осваивать огромные объемы информации в короткий срок и развитие навыков выстраивания отношений с людьми, обладающими различным жизненным опытом и многообразным культурным багажом».

Мы спросили Алексея, есть ли что-либо общее между стипендиатами Chevening и Fulbright. «На мой взгляд, выпускников обеих программ объединяет целеустремленность и четкое понимание того, чего они хотят добиться, – отвечает он. – Кроме того, в большинстве своем, выпускники – ребята с активной жизненной позицией, настоящие граждане своей страны».

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех стипендиальных программах Европы. На самом деле, возможностей профинансировать учебу за границей достаточно, нужно просто уметь их находить. Кроме программ, описанных выше, существует еще много стипендий, которые правительства европейских стран (например, Франции) предоставляют иностранным студентам, в том числе и абитуриентам из России. Также стоит обратить внимание на негосударственные фонды, которые часто предлагают гранты для получения образования. Главное - помните, что будучи достаточно упорным, можно достичь любой цели, сколь бы нереалистичной она ни казалась на первый взгляд.