3,8K подписчиков

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»: как раскрывается тема воспитания

1,1K прочитали

Легендарное произведение Дениса Фонвизина было написано в 1781 году. Он точно охарактеризовал светскую молодежь восемнадцатого века, подчеркнув необразованность, невоспитанность. Любой крестьянин был умнее и проворнее дворянского инфантильного Митрофана. Однако XVIII век – период расцвета крепостничества, дворянства и помещества. Автор описывает начало столетия в комедии.

Петр Первый в 1714 году издал указ касательно образованности молодых людей. К двадцати одному году все должны были иметь документ о законченном образовании. В противном случае запрещалась женитьба, государственная, военная служба. Необразованных людей называли недорослями. Поэтому комедия названа «Недоросль».

​

Объяснить, как в комедии Фонвизина раскрывается тема воспитания, помогают его собственные взгляды на жизнь:

  • Поддержка просветительской направленности;
  • Стремление к образованности, знаниям;
  • Негативное отношение к невоспитанным дворянам;
  • Отрицательное восприятие российской системы образования, требующей реформации, изменений.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» кратко изложена в каждом эпизоде. Произведение написано в стиле классицизма, поэтому присутствует четкое разделение героев на два класса:

  1. Интеллигентные, воспитанные, грамотные персонажи. К ним автор относит Милона, Софью, Правдина, Стародума.
  2. Необразованные герои: Митрофанушка, Простаковы, Скотинин.

Как в комедии «Недоросль» раскрывается тема воспитания

Писатель связывает недалекость дворянской молодежи с образом жизни родителей. Дети берут пример с отца, матери. Они видят поведение родителей относительно слуг, делают вывод о безнаказанности и вседозволенности. Рассмотрим проблему воспитания в произведении «Недоросль» на примере негативных персонажей:

  • Скотинин. Автор заведомо наделяет героя характерной фамилией. Власть открыла в нем все худшие качества. Герой получил воспитание от родителей, не имеющих нравственных ориентиров. Они не признавали обучение, принципиально отказывались учиться читать. Результатом стало поведение Скотинина, отношение к жизни и к людям;
  • Митрофан. В образе персонажа показана проблема чрезмерной заботы. С педагогической стороны, такое воспитание негативно сказывается на ребенке. Митрофанушка вырос грубым, невежественным, равнодушным к людям, учебе, труду. Он привык к материнской заботе. Шестнадцатилетний подросток не приспособлен к жизни;
  • Семья Простаковых. Фонвизин подчеркивает, что Простаков не похож на жену. Он ее боится, поэтому терпит побои, не спорит. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается в сравнении бескультурной жены Простакова и ее супруга. Они выросли в разных семьях, что сразу сказывается на поведении, характере.

Проблема воспитания – «Недоросль», аргументы

Комедия предлагает рассмотреть молодое поколение восемнадцатого века с другого ракурса. Положительные герои – Софья, Милон. Они выросли в хороших условиях, получили достойное образование. Мужчина получил звание офицера. Софья – мудрая девушка, с уважением относится к старшим.

Стародум – опекун Софьи, уважаемый человек. Он мудро рассуждает, образован, воспитан. Эти герои характеризуют другую, просвещенную часть русского народа. Автор противопоставляет две противоположных группы людей, указывая на значимость воспитания в жизни человека.

_____________________________________

Смотри также: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль»: внешность, характер, поступки