Часть 18.
На протяжении всей истории медицины не было периода, когда бы не практиковались операции по физической реконструкции тела. Это относится ко всей хирургии. Шрамы часто возникали как побочный результат хирургических операций. Эдвин Симт считает, что в Египте уже во времена изобретения папируса (1600 до н.э.) хирурги заботились об эстетических аспектах своих операций. Можно предположить, что в основу техники операций, описанных в папирусах, легли более древние знания, что дает нам еще более раннюю дату - около 3000 лет до н.э. Египтяне всегда очень тщательно зашивали и обрабатывали края ран на лице. Кроме того, в Египте делали и операции по реконструкции носа, выравнивая его с помощью "двух смазанных жиром полотняных затычек". Римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс (I в. н. э.) придавал большое значение "красоте" швов на шрамах. В Древнем Китае, точно так же, как в Древнем Египте и антической Греции, умели восстанавливать форму носа, о чем свидетельствует довольно ранние записи (XIV в. до. н. э.). Китайский врач Бэн Кей (V в. до н.э.) описывал, как лечит уши и глаза пациентов. Позже лечение ушей и глаз схожим образом описывал и китайский врач Хуо Туо (ок.150-208 н.э.). Однако развитие хирургии сдерживалось китайской традицией, запрещавшей вскрытие человеческого тела. Операции стали делать только позднее, во времена династии Тан (618-907), о чем свидетельствует обнаруженные на севере Китая медицинские тексты середины Х в. до н. э., в которых описываются восстановительные операции при "заячьей губе".
Существовали операции, которые не только являлись реконструкции частей тела, но и преследовали очевидную цель улучшения внешнего вида.
Александрийский медик Павел из Эгины (VII в.) разработал операцию по удалению мужской груди, считавшейся в обществе крайне позорной. Она расценивалась как медицинская проблема, требующая хирургического вмешательста. В медицине это обозначается термином "гинекомастия" (женская грудь), и та же операция (конечно, в современном, более усовершенствованном, виде) используется и в наши дни. То же можно сказать об удалении жира, и оно отнють не ново. Еще Плиний Старший (23/24-79 н. э.) описывает подобное "грандиозное излечение от ожирения", случившийся (после операции) с сыном консула Луция Апрония. В 1190 г. один хирург сделал подобную операцию для удаления излишнего жира на животе графу Дедо V из Рохлиц-Гройша. В средние века не возникало никаких споров по поводу "эстетики" хирургии, так как практически все врачи рассматривали операции как средство, чтобы человек сохранил здоровье, а не красоту. В те времена люди часто лишались носа и других частей тела на войне, на турнирах, из-за болезний и.т.д. и как-то жили без них - пусть не так комфортно как раньше. Но на заре Возрождения хирурги вновь вспомнили об эстетической хирургии.
Подъем пластической хирургии в конце XVI в. связан прежде всего с эпидемией сифилиса, который в конце XV в. был завезен из Америки в Европу. При этой болезни, в частности, на теле больного появляется множество кровавых язв.
И тогда появилась новая "chirurgia decoratoria", позволявшая воссановить правалившийся нос больного, так чтобы болезнь не была столь очевидна всем окружающим. Одним из первых историографов эстетической хирургии был немец Отто Хильдебран (1858-1927), практикующий хирург. Он усмотрел связь между новой эстетикой Ренессанса, распространением сифилиса (обусловившего прорыв) - и подъем эстетической хирургии.