Найти тему
Электрика для всех

Цены на электрику и технику будут повышаться дальше - я получил письмо от поставщика

Оглавление

Я периодически получаю письма от поставщиков, где моя фирма закупает электрику - и в этот раз письмо было достаточно интересное - поставщик рассказал, почему цены будут повышаться и дальше - и по каким причинам. Давайте почитаем вместе, это интересно и полезно знать - так что дочитайте до конца!

От чего зависит цена техники - коротко и по существу

В наше время любое технически сложное изделие изготавливается не в одном месте и не за раз: это результат совместной работы десятков фирм, распределённых по всему земному шару. Тут простая экономика: если где-то медь стоит дешевле, то и детали из меди будут производиться там, а стоимость детали с доставкой всё равно окажется ниже, чем если добывать этот металл и что-то из него делать здесь.

Схема мировой торговли
Схема мировой торговли

Например, сложную электронику в больших количествах нет смысла производить в России, потому что она уже производится в Азии - там развёрнуты огромные производства удешевляющие готовый продукт в разы. А производство это не только цеха и станки - это многолетняя работа инженеров, которые совершенствовали производственный процесс в сотнях мелочей.

И получается так, что окончательная сборка в условиях глобального рынка почти всегда будет "отвёрточной" из готовых иностранных частей - так что даже сам этот термин не имеет смысла. Да, существует понятие "доля локализации", которое в процентах показывает, сколько деталей для устройства сделаны именно в нашей стране, но делать что-то себе в убыток никто не будет и этот процент всегда будет небольшим - а чаще всего "дутым", для улучшения статистики.

Почему электрика и техника будет дорожать - 3 причины

Письмо о повышении цен от поставщика
Письмо о повышении цен от поставщика

Теперь перечислим, почему в новых условиях с пандемией и ограничениями цены будут расти. И нет, это не из-за курса доллара, точнее из-за курса - в последнюю очередь.

1) Дефицит электронных компонентов (цена + 120%)

Громче всего об этом факторе кричат автопроизводители, но, разумеется, проблема затрагивает всех, в том числе и нас с вами, как конечных потребителей. Электроника сегодня везде - в холодильниках и стиральных машинах, в смартфонах и ноутбуках, в блоках автомобилей и даже простых лампочках - если они светодиодные.

Сборка техники на китайском заводе
Сборка техники на китайском заводе

В 2020-м году многие заводы в Азии испытывали трудности со сбытом: их покупатели, например автоконцерны, перестали закупаться, объясняя своё решение неопределённостью будущего. В итоге производства сократились и перенаправились в другие сферы, где спрос был стабильным. А когда те, кто собирал технику, вернулись к производству оказалось, что их место в очереди у азиатских концернов где-то в конце первого десятка.

И появилось то, что теоретики капитализма и свободного рынка называли невозможным - дефицит. К чему ведёт дефицит мы прекрасно знаем - повышение цены до уровня, когда спрос на редкие товары и их предложение станут равными - это азы экономики.

2) Повышение цены на сырьё (сталь +55%, алюминий +25%)

От сырья мы никуда не денемся - в начале любой цепочки производства лежит металл или другой материал, извлечённый из земли или взятый из природы другим способом. Почему же металлы так выросли в цене? Ответ в том, что многие государства, стремясь задержать падение своей экономики, "достали кошельки" и начали спонсировать большие инфраструктурные проекты - то есть, строительство всего, что только можно.

Готовая сталь
Готовая сталь

Под эти проекты были сделаны титанические по объёму закупки металлов, в первую очередь в Китае, который является мировым лидером по экспорту стали и алюминия. Спрос вырос - значит вверх пошла и цена, причём останавливаться она явно не собирается.

Рост цен на акции компании РУСАЛ, производящей алюминий
Рост цен на акции компании РУСАЛ, производящей алюминий

В частности, этот рост виден по ценам на акции компании РУСАЛ, производящей алюминий в России (см. выше).

3) Повышение стоимости морских перевозок (фрахта) в 4 (!) раза

А теперь самое интересное. Глобальная экономика стала глобальной не на ровном месте: это случилось благодаря изобретению стандартного контейнера для перевозок - как на судне, так и на грузовом автомобиле или поезде после (или до) выгрузки с борта корабля. Это самый дешёвый способ перевезти товар или компоненты на большое расстояние. Но теперь ситуация изменилась.

-7

Перевозчики, которые владеют судами для перевозки контейнеров тоже хотят зарабатывать и, если судно не заполняется полностью, они терпят убытки. Для их компенсации, а также ввиду новых рисков (вспомним аварию с контейнеровозом в Суэцком канале) цены на перевозку повышаются - причём радикально.

Само-собой, платят за это повышение цен в конечном счёте рядовые покупатели, которые платят за те же товары дороже с каждым месяцем. Но не всё так плохо - удорожание перевозок может изменить ситуацию с производством товаров в России и, в какой-то момент, привозить товары или запчасти из Китая станет дороже, чем делать здесь и тогда у нас начнут открываться новые производства - а значит появятся тысячи рабочих мест.

Будем надеяться на лучшее и приготовимся к непростым временам - которые, я уверен, обязательно закончатся. Спасибо, что дочитали - если вам пригодилась эта статья, ставьте лайк!