Я периодически получаю письма от поставщиков, где моя фирма закупает электрику - и в этот раз письмо было достаточно интересное - поставщик рассказал, почему цены будут повышаться и дальше - и по каким причинам. Давайте почитаем вместе, это интересно и полезно знать - так что дочитайте до конца!
От чего зависит цена техники - коротко и по существу
В наше время любое технически сложное изделие изготавливается не в одном месте и не за раз: это результат совместной работы десятков фирм, распределённых по всему земному шару. Тут простая экономика: если где-то медь стоит дешевле, то и детали из меди будут производиться там, а стоимость детали с доставкой всё равно окажется ниже, чем если добывать этот металл и что-то из него делать здесь.
Например, сложную электронику в больших количествах нет смысла производить в России, потому что она уже производится в Азии - там развёрнуты огромные производства удешевляющие готовый продукт в разы. А производство это не только цеха и станки - это многолетняя работа инженеров, которые совершенствовали производственный процесс в сотнях мелочей.
И получается так, что окончательная сборка в условиях глобального рынка почти всегда будет "отвёрточной" из готовых иностранных частей - так что даже сам этот термин не имеет смысла. Да, существует понятие "доля локализации", которое в процентах показывает, сколько деталей для устройства сделаны именно в нашей стране, но делать что-то себе в убыток никто не будет и этот процент всегда будет небольшим - а чаще всего "дутым", для улучшения статистики.
Почему электрика и техника будет дорожать - 3 причины
Теперь перечислим, почему в новых условиях с пандемией и ограничениями цены будут расти. И нет, это не из-за курса доллара, точнее из-за курса - в последнюю очередь.
1) Дефицит электронных компонентов (цена + 120%)
Громче всего об этом факторе кричат автопроизводители, но, разумеется, проблема затрагивает всех, в том числе и нас с вами, как конечных потребителей. Электроника сегодня везде - в холодильниках и стиральных машинах, в смартфонах и ноутбуках, в блоках автомобилей и даже простых лампочках - если они светодиодные.
В 2020-м году многие заводы в Азии испытывали трудности со сбытом: их покупатели, например автоконцерны, перестали закупаться, объясняя своё решение неопределённостью будущего. В итоге производства сократились и перенаправились в другие сферы, где спрос был стабильным. А когда те, кто собирал технику, вернулись к производству оказалось, что их место в очереди у азиатских концернов где-то в конце первого десятка.
И появилось то, что теоретики капитализма и свободного рынка называли невозможным - дефицит. К чему ведёт дефицит мы прекрасно знаем - повышение цены до уровня, когда спрос на редкие товары и их предложение станут равными - это азы экономики.
2) Повышение цены на сырьё (сталь +55%, алюминий +25%)
От сырья мы никуда не денемся - в начале любой цепочки производства лежит металл или другой материал, извлечённый из земли или взятый из природы другим способом. Почему же металлы так выросли в цене? Ответ в том, что многие государства, стремясь задержать падение своей экономики, "достали кошельки" и начали спонсировать большие инфраструктурные проекты - то есть, строительство всего, что только можно.
Под эти проекты были сделаны титанические по объёму закупки металлов, в первую очередь в Китае, который является мировым лидером по экспорту стали и алюминия. Спрос вырос - значит вверх пошла и цена, причём останавливаться она явно не собирается.
В частности, этот рост виден по ценам на акции компании РУСАЛ, производящей алюминий в России (см. выше).
3) Повышение стоимости морских перевозок (фрахта) в 4 (!) раза
А теперь самое интересное. Глобальная экономика стала глобальной не на ровном месте: это случилось благодаря изобретению стандартного контейнера для перевозок - как на судне, так и на грузовом автомобиле или поезде после (или до) выгрузки с борта корабля. Это самый дешёвый способ перевезти товар или компоненты на большое расстояние. Но теперь ситуация изменилась.
Перевозчики, которые владеют судами для перевозки контейнеров тоже хотят зарабатывать и, если судно не заполняется полностью, они терпят убытки. Для их компенсации, а также ввиду новых рисков (вспомним аварию с контейнеровозом в Суэцком канале) цены на перевозку повышаются - причём радикально.
Само-собой, платят за это повышение цен в конечном счёте рядовые покупатели, которые платят за те же товары дороже с каждым месяцем. Но не всё так плохо - удорожание перевозок может изменить ситуацию с производством товаров в России и, в какой-то момент, привозить товары или запчасти из Китая станет дороже, чем делать здесь и тогда у нас начнут открываться новые производства - а значит появятся тысячи рабочих мест.
Будем надеяться на лучшее и приготовимся к непростым временам - которые, я уверен, обязательно закончатся. Спасибо, что дочитали - если вам пригодилась эта статья, ставьте лайк!