Действия мошенников основаны на продуманных алгоритмах. Их цель — усыпить бдительность, ввести вас в заблуждение, запугать и получить нужный им результат. Разрушить планы злоумышленников, посягающих на ваш кошелек, способны ясность мысли, спокойствие и чёткость задаваемых вами вопросов. Не лишним будет и легкий троллинг.
СЫГРАТЬ НА СЛАБОСТЯХ
Сколько существует человечество, столько существует и мошенничество — это всегда было, есть и будет. Меняются техника и методы, но суть остается неизменной.
Злоумышленники, которые хотят нас на что-то развести, стараются сыграть на человеческих слабостях: на жадности, страхах, тревогах, опасениях, а также на неинформированности. Люди часто ведутся на обещания больших наград и бонусов. Активно используются массовые страхи, актуальные в текущий момент.
Если аферы с банковскими схемами уже стали обыденностью, то схемы, основанные на эпидемиологических тревогах, становятся новым веянием.
По умолчанию мы склонны доверять экспертизе других людей, мошенники могут легко на этом сыграть и войти к вам в доверие.
Мы не всегда способны совладать со своими эмоциями, контролировать себя, и, в принципе, каждого из нас на чем-то можно подловить.
Есть общее правило: ни при каких обстоятельствах не спешите расставаться с деньгами в состоянии аффекта. Если вы сильно эмоционируете, значит, не тратьте деньги ни на что, каким бы привлекательным или необходимым не выглядело предложение незнакомцев.
ПРОДУМАННЫЕ АЛГОРИТМЫ
Преступники заранее продумывают алгоритмы для своих махинаций. Они всегда ведут разговор четко по своему плану, цель которого — усыпить бдительность, ввести в заблуждение и получить необходимый им результат. Чтобы уменьшить вероятность того, что жертва соскочит с крючка, весь монолог злоумышленников часто построено на "официальном тоне", большом объеме информации и непрерывной подаче, например: "Вам звонят из банка... На основании федерального закона N... от....., Вам положена компенсация в размере ХХХХХХХХ рублей. Мы уже направляли Вам уведомления об этом. Если сегодня не предпринять (необходимые действия), то деньги уйдут в казначейство и выплата будет отменена. Времени для (необходимых мошенникам действий) остается мало. Я вам звоню, чтоб помочь завершить операцию и вы могли получить причитающиеся вам деньги." Цель такой атаки проста - не дать жертве возможности повесить трубку и подумать, а принимать решения на ходу, фактически, находясь в стрессовой ситуации.
Периодически популярной становится схема, когда "сотрудник МВД", "сотрудник ФСБ" звонят и, мотивируя проведением каких-то следственных мероприятий, просят сделать "контрольный перевод" или "контрольную заявку на кредит", рассказывая, что все будет возвращено. На это, естественно, вестись ни в коем случае нельзя - никакие следственные эксперименты и тому подобное не требуют "контрольных переводов".
Все, что не входит в план мошенников, увеличивает шансы на разоблачение. Хорошими помощниками могут быть простые уточняющие вопросы: "Как связаться с вашим начальством", "Скажите наименование компании и номер телефона руководителя, адрес электронного сайта", "Назовите вашу фамилию, имя и должность". Как правило, уже на первом из этих вопросов будет получен или не адекватный ему ответ, или разговор будет окончен.
ЧАСИК В РАДОСТЬ
Задача мошенников — настолько вовлечь жертву в свою игру, чтобы она, не сомневаясь, выполнила нужные преступнику действия. Достигается это, как в примере выше, путём определенной модели разговора с намеченной жертвой.
У человека не должно быть ни времени, ни условий для того, чтобы задуматься. Злоумышленники создают ситуацию цейтнота, нехватки времени. Это может быть связано, например, с неприятной ситуацией, в которую попал родственник, угрозой хищения средств с банковского счёта или приобретением "суперлекарства", которого "остался всего один флакон".
Задача злоумышленников — придать максимальную правдивость своей версии. Поэтому необходимо придерживаться общих правил общения с незнакомыми людьми, ведь они выходят на связь с вами не для того, чтобы "принести радость или избавить от проблем".
При поступлении звонка с тревожной информацией спокойно считаем до десяти и сбиваем мошенников с их программы быстрым завершением разговора. Не стоит только употреблять слова и фразы подтверждающего характера, которые могут быть зафиксированы и впоследствии использованы от вашего имени для одобрения банковских операций или покупок товаров.
Категорически не произносим вслух свои имя, фамилию, отчество, не говорим слова "да", "подтверждаю", "согласен", "разрешаю" и т.д. Вместо этого, уточнив, какое учреждение представляет звонящий, говорим: "Наш разговор записан, я сейчас перезвоню а) в банк; б) в отдел полиции; в) медицинское учреждение и т.д. и кладём трубку".
Второй вариант — сбить темпоритм мошенника. Не быть интервьюируемым, а самому стать интервьюером — не отвечать на вопросы, а самому их задавать. О структуре, представителем которой назвался ваш визави, ее местонахождении, подробных реквизитах, телефоне руководителя, электронном адресе, сайте, наличии и частоте аналогичных случаев, фамилии и имени сотрудника, его квалификации, образовании, о том, что он нарушает закон о защите персональных данных.
К такому повороту событий не готов ни один даже самый искрометный фантазер, и разговор будет закончен.
Еще один вариант — немного потроллить мошенников.
Один мой знакомый всегда отвечает на попытки телефонного обмана следующей фразой криминального жаргона 40-х годов "Часик в радость, граждане обманщики и расхитители". На том конце пауза и… короткие гудки. Ни разу "банковский служащий" не продолжил разговор.
Вообще законодательно рекламные обзвоны, нередко с предложением откровенно мошеннических услуг, не запрещены. Однако следует помнить, что всевозможные бесплатные консультации могут обернуться для вас трагически.
Мошенническую сделку как недействительную (ст. 166-181 ГК РФ) и применение последствий недействительности нужно будет доказывать в суде. То есть доказать, что вы действовали под давлением, заблуждением, не понимали значения своих действий.
Согласно статье 159 УК РФ, мошенничество — это "хищение денежных средств путем злоупотребления вашим доверием". То есть состав преступления наступает тогда, когда вы уже обмануты, а денежные средства ушли, а до этого момента имеет место быть стадия "приготовления преступления" по статье 29 УК РФ или "неоконченного преступления" ч.1 ст. 30 УК РФ, что тоже дает вам право на заявление в полицию, если вы хотите себя потенциально обезопасить от действий возможных мошенников.
СБИТЬ С ТОЛКУ
Заставить любого, кто посягает на ваш кошелёк, отказаться от своих планов, способны ясность мысли, спокойствие и чёткость задаваемых вами вопросов.
Абсолютно любое общение — это особый вид транса или, иными словами, изменённое состояние сознания, которое всегда характерно сужением фокуса нашего внимания на определённой теме или объекте. А далее нас начинают просто "вести" в нужном профессиональному манипулятору направлении. Чтобы не поддаваться негативному навязчивому воздействию, прежде всего, определите желаемую для вас психологическую дистанцию с собеседником - например, попросите его представиться, полностью назвать компанию, которую он представляет, выясните телефон контактного центра организации и личный добавочный номер сотрудника.
В большинстве случаев, уже на этом этапе основная масса недобросовестных людей "отваливается" сами собой. Если этот момент пропущен и вам начинают что-то активно предлагать, не стесняйтесь перебить, остановить говорящего и задавайте уточняющие вопросы - любой сбой ритма разговора будет разрывать манипулятивный транс. Это даст вам возможность трезво оценить: нужно ли вам вообще что-либо из предлагаемых товаров или услуг. Принимайте решение, собрав максимальное количество информации и, не торопясь, обдумайте. Помните правило: "Всякое хорошее дело делается не спеша".
АГРЕССИЯ
Отдельно стоит выделить явно агрессивные звонки, нацеленные на максимальное запугивание жертвы и совершение ею необдуманных поступков. Это могут быть звонки от "новых кредиторов, выкупивших ваши долги", от "пострадавшего, у которого вы машину помяли" или еще кто-то подобного плана, "эмоциональное состояние" которого будет интуитивно объяснимо - человеку "вы помяли машину" и он расстроен, разозлен и хочет, чтоб вы компенсировали убытки. Такой разговор может быть построен в очень грубой, агрессивной форме, с применением мата и оскорблений, чтобы максимально ввести жертву в стрессовое состояние и заставить сделать то, что злоумышленникам нужно.
В этой ситуации, объясняться не нужно - если поступил подобный звонок с неизвестного номера, просто его завершить, поняв суть "требований" и спокойно обдумать правомерность этих требований. На такие номера никогда не нужно перезванивать.
НЕПОНЯТНЫЕ ПЕРЕВОДЫ
В последнее время довольно часто мошенники используют несколько схем:
1. "Ошибочный перевод". Вам на карту приходит некоторая сумма. Через некоторое время (5-20 минут) поступает звонок от неизвестного номера, где сообщается, что деньги были ошибочно вам перечислены и просят вернуть эти деньги, оставив себе некоторую сумму, в качестве компенсации за беспокойство. Деньги возвращайте всегда туда, откуда они к вам поступили. Для проведения возврата обратитесь в свой банк и ни в коем случае не тратьте эти деньги.
2. Возврат по другим реквизитам. Вам приходит сообщение, похожее на банковское, о зачислении некоторой суммы на счет. Через некоторое время приходит другое сообщение, в котором сообщается, что ошибочно деньги отправили не туда и просят вернуть, но уже по другим реквизитам. Никогда не возвращайте деньги по другим реквизитам! Любые возвраты денег только на тот счет, с которого они поступили!
3. На ваш счет поступает некая сумма денег и никто не просит их обратно. В этом случае, выждав немного времени, лучше обратиться в банк по официальному номеру (указан на Вашей карте) и сообщить о непонятном переводе. Так вы немного обезопасите себя от возможных претензий правоохранителей. Эти деньги ни в коем случае нельзя тратить, иначе Вы можете попасть под статью "Неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ)" или того хуже - под подозрение в участии в обнальных схемах.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕРЕВОДОВ
В качестве дополнения-напоминания:
Помните, что для осуществления перевода денежных средств (хоть вы что-то будете покупать, хоть у Вас что-то будут покупать), необходимо знать ТОЛЬКО номер карты или номер телефона, привязанный к данной карте. Любые попытки узнать у Вас срок действия карты, имя владельца и код CVV (Card Verification Value - Значение для проверки карты) /CVC (Card Verification Code - Код проверки карты) могут свидетельствовать только об одном: вы разговариваете с мошенником - какие бы он аргументы не приводил (бухгалтерия просит или что-то еще), они не имеют под собой никаких действительных оснований.
Напоследок несколько афоризмов, связанных с темой статьи:
- Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя. (Артур Шопенгауэр)
- Честные люди любят женщин, обманщики обожают их. (Пьер Бомарше)
- Ничто нечестное не может быть действительно благодетельным. (Бенджамин Франклин)
- Божественная справедливость допускает, чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными. (Бенедикт Спиноза)
- Человек, не способный обмануть самого себя, едва ли сможет обмануть других. (Марк Твен)
- Мы всегда дважды обманываем себя в отношении тех, кого мы любим: сначала в выгодную для них сторону, а потом в невыгодную. (Альбер Камю)
- В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других. (Леонардо да Винчи)
- Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, — вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы. (Бенедикт Спиноза)
Это всего лишь мои мысли вслух.
Если Вам понравилась моя статья, не забудьте оценить её лайком и поделиться с друзьями в социальных сетях!
Если по содержимому данной статьи у Вас есть собственное мнение, поделитесь им в комментариях.