Недавние кровавые события с Шарли Эбдо показали, что "шутки" с религией и чувствами верующих - очень сомнительная, по сути своей, идея.
В нашей же истории есть страница, связанная с насаждением не просто атеизма, но воинствующего атеизма. Тогда ведущая роль в этом отводилась различным печатным СМИ, продолжительность существования которых напрямую зависела от того, насколько "зубатыми" и смелыми в "обличении" они окажутся. Одним из таких был журнал "Безбожник у станка", который выходил с 1923 по 1931 годы (существовала еще газета "Безбожник", сатирический журнал "Безбожный крокодил"). Порадовали меня некоторые факты из его "биографии". Во-первых, история названия. Так как с грамотностью тогда были большие проблемы, то решили не выпендриваться на иностранный лад и назвать так, чтобы любому представителю рабоче-крестьянской было ясно и понятно. А то, что суть оскорбительна, так мы же коммунисты и негоже нам скрывать свои убеждения. Во-вторых, журнал пользовался-таки популярностью. Ему даже удалось проникнуть за границу, в частности, в Англию и Америку, где он встретил неподдельный интерес со стороны рабочего люда. Но в 1925 году, после протестного выступления архиепископа кентерберийского в Англии его официально запретили (потом и Германия поступит также). Даже в стране советов нередко звучали упредительные комментарии в адрес редакции из-за слишком уж крутой и жесткой сатиры. Журнал не только призывал бороться с попами (он выступал против любой религии в принципе), но и "ковал" кадры атеистическо-ориентированной молодежи, устраивал разнообразные конкурсы на лучшего учителя-антирелигиозника (бедные учителя!) и т.д.
"Юмор" и сатира не были однородными. Зависело не только от темы, но и от мастерства художника. С позиции сегодняшнего дня многое было не шибко утонченным, можно сказать примитивным, но зато "дешево и сердито" - Иисус-самогонщик, Бога называли "сволочью" и все в том же духе.
Самое интересное, что авторами карикатур выступали знаменитые художники, которых мы знаем как классиков "канонического" советского искусства.
Например, главным вдохновителем был Дмитрий Моор, основоположник советского политического плаката, автор всем известного "Ты записался добровольцем?". А посмотрите, что он тут вытворял, самый первый номер:
На кладбище богов:
Главным "героем-символом" журнала становится Антипка, образ которого Моор списал с беспризорника (по легенде). К его образу, лично у меня, много вопросов, он же должен олицетворять тех, для кого журнал издавался, но получается карикатура на воинствующего атеиста.
Очень даже сразу поставили знак равенства между империализмом и всем, что с ним связанно и религией. Поэтому, любой "залет" со стороны западного мира автоматически объяснялся особой и страстной "религиозностью":
С 1924 года к сотрудничеству с журналом присоединился Александр Дейнека. Да-да! Автор "Обороны Севастополя" очень даже плодотворно поработал: за пять лет он оформил десятки обложек, карикатур и иллюстраций.
Некоторые искусствоведы считают, что Дейнека в иллюстрациях в "Безбожнику" - это "концентрат изобразительной культуры европейского модернизма. Ардекошного модернизма, которому пришлось переварить опыт сецессионов, экспрессионизма (Дейнека частенько поворовывал у немцев по части композиций) и абстракции, чтобы так свободно играть линиями, массами и плоскостями". (https://www.kommersant.ru/doc/1176169)
В работах, посвященных труду и спорту он ничего не обличает, а подчеркивает важность темы: графично, ритмично, силуэтно, монохромно. В общем, налицо те технические приемы, которые будут синтезированы в "Обороне Петрограда" (1928 г.)
Дейнека откровенный безбожник, поэтому стоящую перед ним задачу он решает легко и непринужденно. Согласитесь, очень современная работа.
Часто выделение "плохого" и "хорошего" идет на уровне противопоставления локальных цветов: красный - выбор воинствующего атеиста!
А.Дейнека - гений в работе силуэтом, контуром, ракурсом и контрастом. Он очень скульптурно лепит форму. И это видно не только в живописных работах (где он больше график), но и в этих листах.
Не обойду вниманием Михаила Черемных - мастера агитационного плаката. Именно он выполнил первое Окно РОСТА и был одним из создателей Окон ТАСС. Язык и стиль у него весьма узнаваемы - иллюстрации лаконичны по цвету и композиции.
Значительная роль отведена тексту, который в журнале очень хорошо дополняет карикатуру. Как пример приведу рисунок Дмитрия Мельникова "Благовещение" или подготовка интервенции против СССР" (ощущение, что прямо для Шарли Эбдо создана).
АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ, то-бишь ПАПА ПИЙ XI: -и се зачнеши во чреве и родиши сына и наречеши имя ему Иисус, еже есть сказаемо - ИНТЕРВЕНЦИЯ.
МАРИАМ: - Како будет сие, идеже мужа не знаю?
ПАПА ПИЙ XI: - Дух империализма найдет на тя и сила капитала осенит тя!..
Или еще. И.Малютин: "Антипка: Что ты, товарищ, делаешь? Не корову режешь, а колхоз! Оглянись, вон кулак и поп радуются".
В конечном счете правительство решило, что журнал не очень справляется с возложенными на него функциями и его тихо-мирно прикрыли (в 1941 году многие подобные издания "приказали долго жить"). К тому же, перепись населения 1937 года, с включенным пунктом о религиозных убеждениях, показала "печальные" цифры - 85% и 45% из неграмотных и грамотных, соответственно, признавали себя верующими. Похоже, опиумное пристрастие оказалось сильнее воинствующего атеизма.
Читайте еще: Венерическое искусство, Плакат Великой Отечественной войны и Цена искусства. Самые странные произведения искусства