Найти тему

Не бойся! Я с тобой!

Признаемся себе, все мы чего то боимся в этой жизни. Потерять близких, любимых, работу, здоровье, доверие, семью, время, силы, нервы, деньги, друзей... Боимся, конечно, боимся. Приоритеты у всех разные, поэтому этот ряд может видоизменяться. Это у нас, у взрослых, а у детей? "Школьные страхи" - это отдельная категория страхов. Многие родители испытывают страх перед школой, перед тем, как отдать ребёнка в первый класс. Часто этот страх передаётся и детям. Даже став взрослой одна моя подруга до сих пор рассказывает, как она боялась школы, боялась учителей, вплоть до одиннадцатого класса. Поэтому, часто прогуливала уроки, просыпала, болела и просто не хотела идти в школу. Это явление получило название - «школо-фобия». Часто жаловалась на боль в животе, придумывала головную боль, боль в ноге или руке…. И это были не капризы, а страх перед школой и учителями. Последствия неотработанного страха: неглупая девочка имела среднюю успеваемость, интерес к учебе отсутствовал.

Но почему же родители и дети не видят в школе друга и помощника? Какие страхи у родителей и детей? Родители боятся за ребёнка. Вдруг обидят? Будет ли он правильно вести себя? Вдруг поругают?

Дети боятся остаться в школе надолго без родителей, это влияет на успешность и развитие будущего ученика.

Из опыта, когда больше 40 лет педагогического стажа и половина на последнем месте, ты учишь уже не одно поколение детей: родители сами когда-то испытывали школьный страх и теперь невольно передают его ребенку, пугая трудностями и наказаниями, и тогда ребёнок не уверен в своих силах и способностях.

-2

Большую роль играют свойства характера – нерешительность, стеснительность, замкнутость, боязнь принять решение, страх перед ошибкой и что будут смеяться. Ощущение беззащитности у доски (один на один с учителем и классом).

Страхи самих родителей перед оценками, перед родительскими собраниями (про моего ребёнка при всех скажут что-то плохое, стыдно за ребёнка). Поэтому можно услышать такие реплики: «Дождёшься, что выгонят из школы», «Ты получишь двойку», «Тебе в школе покажут…» Страх из-за большого домашнего задания. Боязнь не справиться. Слёзы, истерики, скандалы…Страх по причине того, что часто ругают за тройку и ли даже за четверку. Страх парализует волю ребенка на контрольных или у доски, он забывает всё, что знал. Страхи родителей приводит к тому, что они сами выполняют домашнее задание за ребёнка. Страх перед качеством преподавания. Хороша ли эта школа для моего ребёнка? Будет ли профессионалом учитель? Будет ли он любить детей? «Эта школа плохая, здесь ничему не научат». Страх, что ребёнок не научится и будет отставать от других, приводит к заниженной самооценке и стремлению пойти в другую школу. «В эту школу не хочу ходить, она плохая…»

-3

Зрелость формируется уже с 3 лет. Больше беседовать, читать книги, играть в интеллектуальные игры, расширять кругозор ребёнка, тренировать внимание, память, развивать логику мышления. И бывать, гулять на спортивных площадках, во дворе — там, где много детей; посещать театры, музеи, выставки, парки. Посещать центры дополнительного образования, участвовать в конкурсах, соревнованиях, записаться в кружки по интересам, на хореографию, музыку, творческую студию. Перед школой посещать курсы для будущих первоклассников.

Наивно надеяться, что ребёнок всему научится в школе сам, самостоятельно справится с адаптационным периодом. «Учитель поставлен учить и воспитывать, адаптация — проблема школы…». Это неверно, ошибочно. Только с родительской помощью учитель сможет помочь ребёнку. Если конфликт ребенка с учителем или с одноклассниками, не нужно сразу менять учителя и класс, нужно искать причину, разговаривать, потом с привлечением психолога и администрации и только потом уже другой класс и другая школа.

Как можно больше проявлять заботы, поддерживать ребёнка и проводить с ним свободное время. Больше общаться с детьми и приводить их к себе домой. Если у ребёнка нет уверенности в себе, то, естественно, возникает повышенная тревожность. Любовь родителей, терпение, внимательность, забота помогут ребёнку справиться со страхами. Хвалить ребёнка даже за маленькие успехи и победы. Не сравнивать ребёнка с одноклассниками. Не пугать школой и учителями.

Проговаривать или рисовать, строить из пластилина или песка. Как угодно. Изображение можно посадить в клетку, замазать, выбросить или порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их внутри, не держать их в себе. Только вместе, школа - родитель - ребенок, получится все страхи преодолеть и сделать пребывание ребенка в школе успешным, а ребенка счастливым! Не бойся! Я с тобой!