Найти тему

Проблема влияния окружающей среды на человеке в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

"Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге"

Поступки человека напрямую зависят от того, как именно формировалась его личность. Социализация, взросление - важные этапы в жизни каждого. Как мне кажется, то, в какой обстановке мы находимся, мнимо влияет на наши мысли, подсознательные желания. На данную тему также рассуждает Ф. М. Достоевский в культовом романе "Преступление и наказание".

В произведении центральное место отведено теории бывшего студента юридического факультета, Родиона Раскольникова, о разделениии людей на "тварей дрожащих" и людей "необыкновенных". И Раскольников совершает страшное злодеяние - убийство, в целях узнать, к какому же классу относится он сам. Но на заднем фоне повествования, автор незаметно вводит необычного,но в то же время играющего немало важную роль в сюжете, персонажа - город. Все же это не просто город, а восхитительная столица, знаменитая утонченной красотой пейзажей, возвышенными стихами и грандиозными балами.

Однако перед нами открывается совершенно другой Петербург, Петербург Достоевского. И, разумеется, люди, живущие в городе "канцеляристов и всевозможных семинаристов", подвластны его мрачной атмосфере.

С одной стороны, множество ученых, известных литераторов, политических деятелей стремились жить в столице, ведь Санкт - Петербург - центр всех "новостей, реформ", передовых социальных течений, возможностей для развития. Например, приверженцем строго индивидуализма можно считать Лужина, и, более того, также популярной была идея равенства полов, как мы узнаем от Лебезятникова. Петербург, каким его принято считать, - это лишь центральные улицы, по которым разгуливают красавицы в пышных платьях и стоят роскошные дворцы. Другие улицы города застроены "громадными, теснящими и давящими домами". Столько же, сколько в центре ухоженных деревьев, на окраинах можно насчитать различных распивочных, трактиров, доходных домов. Автор особенно акцентирует внимание на "вонючем, пыльном, зараженным городом" воздухе: "а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек" - возмущается Пульхерия Ивановна, приехавшая из провинции. Как же себя чувствует человек, дыша таким воздухом?

-2

Еще с детства мы ищем отражения правил в реальной жизни. В людях вокруг нас, шумных проспектах и тихих речушках. У нас формируются принципы, ценности, правила морали. Я думаю, для человека нет более строго судьи, чем он сам, ведь именно мы, анализируя окружающий мир, решаем для себя, что позволительно, а что нет. Но о каких же принципах, о какой морали мы можем говорить в городе, где женщинам опасно выходить на улицу в одиночестве, когда солнце близится к горизонту? Город, в котором люди накладывают на себя руки отт безысходности. Даже самый яркий лучик света потухнет в таком месте, пускай, если и не намного.

Разврат, пьянство, нищета.. все это Петербург, "Петра творенье". Как уже было сказано, столица - город возможностей. Это действительно так: обилие университетов, рабочих мест, различных взглядов на жизнь. Казалось бы, где, как не здесь, любой может найти свое место? Но справедливым будет сказать, что использовать данную возможность могут далеко не все. Например, Раскольников был вынужден отчислиться, не имея средств оплачивать обучение. Но в то же время, его товарищ Разумихин всеми силами пытался удержатся на плаву, берясь за любую подработку.

Достоевский не случайно подробно описывает комнатки, скорее даже коморки, в которых жили персонажи романа: низкие потолки, выцветшие вечно желтые обои, отсутствие мебели, туповатые углы, маленькие двери. Складывается ощущение, словно есть что-то ужасно неправильное в такой обстановке.

комната Раскольникова, экранизация Л. Кулиджанова, 1969г.
комната Раскольникова, экранизация Л. Кулиджанова, 1969г.

Может ли человек думать о собственном развитии, поиске себя, если даже банально не знает, сможет ли завтра нормально поесть? Нескончаемая нищета, грязь, "всякая гадость", "нестерпимая вонь из распивочных" давят на сознание, наводят на унылые, отвратительные мысли. Как говорит Свидригайлов, один из персонажей романа, Петербург - город "полусумасшедших".

Нельзя привыкнуть быть нищим, но можно смириться и плыть по течению, как и все, что тебя окружает. Разница лишь в том, есть ли в тебе сила противостоять общему настроению и стараться двигаться дальше? Достоевский полностью раскрывает проблему влияния окружающей среды на человека в "Преступлении и наказании", и я согласна с позицией автора. Мир влияет на каждого, и люди меняются, но всегда есть выбор остаться честным перед самим собой и продолжать бороться за свое будущее.