1,7K подписчиков

А-13, автомобильный приемник высшего уровня сложности. 1958-1962 г.в.

22K прочитали

автомобильный радиоприемник А-13 1959 года выпуска.
автомобильный радиоприемник А-13 1959 года выпуска.
Монтаж А-13 очень плотный, справа катушки КВ диапазонов, смонтированные на выводах реле коммутации.
Монтаж А-13 очень плотный, справа катушки КВ диапазонов, смонтированные на выводах реле коммутации.

Хочу представить самый редкий советский автомобильный приемник А-13, который выпускался Муромским радиозаводом с 1958 года по 1962 год. Каждый приемник являлся штучным изделием и изготавливался для конкретного автомобиля представительского класса, конкретно для М-13 «Чайка» и ЗиЛ-111. Разработка приемника А-13 была начата конструкторами Муромского радиозавода в 1955 году. В 1956 году была собрана пилотная партия А-13. Пилотный А-13 был рассчитан на бортовое питание 12В, имел плюс питания на корпусе, выходной каскад УНЧ был однотактным, построенном на лампе 6Н14П, имел выходную мощность 2Вт, комплектовался преобразователем анодного напряжения вибрационного типа ВП-8, этими преобразователями комплектовали серийные радиоприемники А-8, которые устанавливались с 1955 года на автомобили М-20 «Победа». Пилотные А-13 прошли ходовые испытания на прототипах автомобиля М-21 «Волга».

На верхнем фото 1956 г. пилотный радиоприемник А-13, на нижнем фото пилотный радиоприемник А-9, ставший с небольшими изменениями штатным для М-21 "Волга" в 1958-1959 г.в.
На верхнем фото 1956 г. пилотный радиоприемник А-13, на нижнем фото пилотный радиоприемник А-9, ставший с небольшими изменениями штатным для М-21 "Волга" в 1958-1959 г.в.

После ходовых испытаний на М-21, радиоприемник А-13 был доработан и адаптирован для установки на автомобили М-13 «Чайка» и ЗиЛ-111. Корпус А-13 стал минусом питания, был существенно уменьшен потребляемый ток, однотактный ламповый выходной каскад был заменен на двухтактный, построенный на двух мощных германиевых транзисторах П4 (или П201-А), при этом максимальная выходная мощность УНЧ была увеличена с 2Вт до 4Вт. Доработанный А-13 комплектовался полупроводниковым преобразователем анодного напряжения БП-13, построенном на двух мощных германиевых транзисторах П4 (или П201-А) и восьми германиевых, сплавных, выпрямительных диодах Д7Ж. БП-13 практически не вносил помехи в радиоприем, что нельзя сказать о ВП-8, ВП-9, БП-12, которыми комплектовали серийные радиоприемники Волг и Москвичей.

Блок анодного питания БП-13, собранный на двух германиевых транзисторах П4 (П201-А) и восьми германиевых диодах Д7Ж, электролитические танталовые конденсаторы ЭТО-1 в фильтре питания,  так же можно смело отнести к полупроводниковым приборам.
Блок анодного питания БП-13, собранный на двух германиевых транзисторах П4 (П201-А) и восьми германиевых диодах Д7Ж, электролитические танталовые конденсаторы ЭТО-1 в фильтре питания, так же можно смело отнести к полупроводниковым приборам.

Для 1958 года полупроводниковые приборы такого уровня, создавались на уровне космических технологий, сам автомобильный приемник А-13 превзошел по уроню европейские автоприемники того времени и приблизился к топовым американским типа Delco, которые ставили на дорогие многолитровые дредноуты. А-13 был отмечен призом на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года. Для своего времени А-13 был автомобильным приемником высшего уровня сложности, имел автоматическую механическую настройку на станции часового типа, АПЧ на УКВ, переключение пропускания каналов на АМ, имел на лицевой панели кнопки управления выдвижной антенны с электроприводом, акустическая система состояла из двух разнесенных динамиков, имевших регулировку тыл/фронт, вынесенным потенциометром.

Модификация А-13М с дистанционным пультом, в основном была предназначена для ЗиЛ-111.
Модификация А-13М с дистанционным пультом, в основном была предназначена для ЗиЛ-111.

Также выпускалась модификация А-13М оборудованная пультом дистанционного управления. Схемотехника А-13 построена на восьми пальчиковых лампах (6Н3П – 4шт, 6Х2П – 2шт, 6Н4П, 6И1П), четырех германиевых транзисторах П4 (П201-А).

Схема размещения ламп приклеена с внутренней стороны верхней крышки, отпечатана на глянцевой бумаге и спустя шесть десятилетий выглядит как новая.
Схема размещения ламп приклеена с внутренней стороны верхней крышки, отпечатана на глянцевой бумаге и спустя шесть десятилетий выглядит как новая.

Приёмник работает в диапазонах АМ: СВ, КВ25м, КВ31м, КВ49м, ЧМ: УКВ 64,5-73МГц (для ГДР 88-104МГц), ПЧ ЧМ 8,4МГц, что позволяет корректно перестроить УКВ на верхний диапазон с перекрытием 88-104МГц, для того чтобы перекрывать полный диапазон 88-108МГц, нужно поднимать ПЧ до 10,7МГц. Чувствительность в диапазонах СВ и на любом из поддиапазонов КВ - 50 мкВ, в УКВ-ЧМ - 5 мкВ. Избирательность по соседнему каналу в АМ диапазонах - 36 дБ, ЧМ - 26 дБ. АРУ обеспечивает соотношение входного и выходного сигнала. Номинальная выходная мощность УНЧ – 2 Вт, максимальная - 4 Вт. Диапазон воспроизводимых звуковых частот в диапазонах АМ – 80-4000 Гц, ЧМ – 80-8000 Гц. Мощность, потребляемая от источника питания 41 Вт в режиме работы приемника, 51 Вт в режиме автоматического поиска станций. Размеры приёмника 235х170х100 мм. Масса с выносным громкоговорителем 5 кг. В очень небольших объемах с 1958 года по 1962 год, А-13 ставили по спецзаказу на номенклатурные автомобили М-21(ГАЗ-21) «Волга», один из таких А-13 можно мельком увидеть в фильме Л. Гайдая «Шофер поневоле» (1958 год) в салоне М-21В «Волга». Волговская модификация А-13 не имела кнопок управления антенной, имела удлинённый жгут, БП-13 имел измененный кронштейн крепления, НЧ был рассчитан на подключение одного динамика с сопротивлением 4,5 Ома, для волговской модификации штучно из латуни изготавливали оригинальные оклады, которые хромировались. В начале 80-х мне довелось менять соединительный жгут и перебирать потенциометр громкости на А-13, снятым с ГАЗ-21У «Волга» 1962 года, принадлежавшей отцу моего друга детства. С волговскими приемниками мне приходилось заниматься, потому я взялся за ремонт А-13, хорошо, что неисправности были простейшими. С тех пор я хотел найти и купить А-13 для своей ГАЗ-21И, по крупицам собирал техническую информацию, в 80-х годах совершенно случайно познакомился с инженером-конструктором, который принимал участие в разработке А-13, а потом настраивал собранные экземпляры.

Принципиальная схема в инструкции по эксплуатации, это все что можно найти, никаких рекомендаций по ремонту, контрольных напряжений, токов..., ничего..., ремонт только в условиях Муромского радиозавода.
Принципиальная схема в инструкции по эксплуатации, это все что можно найти, никаких рекомендаций по ремонту, контрольных напряжений, токов..., ничего..., ремонт только в условиях Муромского радиозавода.

При этом в инструкции есть циничная ссылка на отметку торгующей организации, при гарантийном ремонте для отдаленных мест.... Конечно, ведь ЗиЛ-111 и "Чайка" М-13 продавались в каждом сельпо....
При этом в инструкции есть циничная ссылка на отметку торгующей организации, при гарантийном ремонте для отдаленных мест.... Конечно, ведь ЗиЛ-111 и "Чайка" М-13 продавались в каждом сельпо....

Как я уже упоминал выше, А-13 изделие штучное, сложное, собранное на оборонном заводе, специализирующимся на разработке и изготовлении радиоуправляемых инженерных боеприпасов, отсюда высочайшее качество подбора комплектующих, качество монтажа, точность настройки. Серийное производство А-13 изначально не планировалось. Кнопки, лицевая панель фрезеровались в ручном режиме из латуни, потом хромировались, к сборке и настройке допускались только дипломированные радиоинженеры. В системе коммутации применены реле (14 шт), контура АМ смонтированы на выводных контактах реле, никаких лишних паразитных емкостей, реле позволяют управлять с дистанционного пульта управления. Блок УКВ, в привычном виде отсутствует, но схема типовая, подобная применялась на блоке УКВ-ИП-8,4 (ПЧ 8,4МГц) радиоприемника Фестиваль. В 1960 году на базе А-13 конструктора МРЗ разработали улучшенную версию с полностью транзисторным УНЧ, но вся техдокументация была «добровольно-принудительно» передана на RRR, который на ее основе выпустил в конце 1960 года приемник АПВ-60, который постепенно заместил А-13 при комплектации автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» и ЗиЛ-111, в 1962 году МРЗ снял с производства А-13, все дальнейшие радиоприемники для представительских автомобилей (АПВ-61, АПВ-63, АВ-68, АВ-75 и их модификации) собирали в Риге, на RRR. Мне все-таки удалось найти А-13 1959 года выпуска, я привел его в рабочее состояние. Все фотографии в статье именно моего А-13. В интернете очень много недостоверной информации по А-13, поэтому решил материал систематизировать, насколько это возможно в рамках этой статьи.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям!
Сергей Буров