57K подписчиков

"Она не могла стоять, ходить без ужимок, подчеркивающих, что она не рядовая аристократка". Знаменитый портрет княгини

371K прочитали

Валентин Серов был гениальным портретистом. Гениальным и модным.

К нему выстраивалась очередь из желающих написать портрет. Но это была очередь из смельчаков. Почему?

Потому, что Серов был беспощадным художником. Портреты его скорее напоминали шарж, они выделяли достоинства или недостатки человека.

Это говорит о том, что он был еще и отличным психологом!

Есть мнение, что он не любил богатых. Тут я не согласна! Ведь к Юсуповым он питал уважение (есть портреты всех членов их семьи), а уж они-то были самыми богатыми в России.

Его картины, это его отношение к человеку, и здесь никакие заслуги или признанные достоинства того, чей портрет он пишет, не имели для него значения.

Как пример, покажу портрет княгини Ольги Константиновны Орловой.

Портрет княгини Ольги Орловой написан в 1909—1911 годах
Портрет княгини Ольги Орловой написан в 1909—1911 годах

Когда смотришь на эту картину, хочется тихонько «откланяться» и поскорее уйти. Это моё личное впечатление. Валентин Серов показал её именно такой - надменной дамой.

А теперь, история жизни княгини Ольги Орловой

И подумать только, если бы не картина великого художника, о ней мало бы кто знал. Но так ли была она своенравна, как хотел показать нам Серов?

Ольга княжна Белосельская-Белозерская
Ольга княжна Белосельская-Белозерская

Ольга, в девичестве княжна Белосельская-Белозерская, родилась в 1872 году в семье князя Константина Белосельского-Белозерского, крупного землевладельца и заводчика Российской империи.

Он был меценатом Петербургского речного яхт-клуба – передал в вечное пользование земельный участок на берегу Крестовского острова.

Князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский
Князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский

Мать Ольги Надежда Дмитриевна, урожденная Скобелева, была одной из первых красавиц Петербурга.

Её приемы во дворце, том самом, что на Невском проспекте у Аничкова моста, были в свое время знамениты.

Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская
Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская-Белозерская

В семье, кроме Ольги было еще 2 дочери и 2 сына.

В 19 лет Ольга вышла замуж за князя Владимира Орлова, начальника Военно-походной канцелярии императора Николая II.

Князь Владимир Николаевич Орлов на балу 300-летия Романовых
Князь Владимир Николаевич Орлов на балу 300-летия Романовых

По воспоминаниям А.А. Мосолова, Владимир Орлов:

Бывший конногвардеец, чрезвычайно состоятельный, князь Владимир Орлов скоро стал одним из ближайших к их величествам лиц. Культурный, любивший острое словечко, князь имел большой и заслуженный вес.
Он стремился уберечь Россию от надвигавшейся катастрофы, которую предвидел и признаки которой сумел оценить.
Без всякой заботы о личной карьере он был одинаково предан царю и идее монархизма в лучшем и наиболее возвышенном смысле.
Состоя в переписке с видными политическими деятелями, он был хорошо осведомлен об окружающей его действительности и один из всей свиты был политически зрелым человеком.
К его несчастию, окружение государыни было ему явно несимпатично, он не скрывал своего отношения к распутинскому штату, и императрице об этом доносили.

По решению императрицы Александры Федоровны его в 1915 году направляют в распоряжение наместника на Кавказе, и практически высылают с придворной службы.

Кстати, эта опала спасла жизнь Орловым, которые находились во время Революции вдали от Петербурга.

Княгиня Ольга с сыном
Княгиня Ольга с сыном

В семье был один сын князь Николай, который в 1917 году женился на княжне императорской крови Надежде Петровне Романовой, то есть семейство Орловых было в родстве с императорской семьей.

Надежда была когда-то невестой князя Олега Константиновича, погибшего в 1914 году.

Тем, кому интересна история жизни детей Великого князя Константина Константиновича, может прочитать её здесь:

Свадьба сына. Крым. Супруги Орловы справа
Свадьба сына. Крым. Супруги Орловы справа

Ольга была легендарной петербургской модницей, как сейчас бы сказали, светской дамой.

Она не отличалась, по словам современников, умом, красотой и душевностью.

Например, А.Н. Бенуа писал о ней так:

Она была особой «милой», любезной, добродушной, но не особенно «содержательной»...
Она знала толк в нарядах, которые всегда (и несмотря на своё парижское происхождение) отличались какой-либо, иногда и очень смелой оригинальностью.
В этом причина, почему именно она пользовалась большим фавором среди художников.
Парадный портрет княгини Ольги Орловой (автор неизвестен)
Парадный портрет княгини Ольги Орловой (автор неизвестен)
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Художник Л. Бакст, 1909г.
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Художник Л. Бакст, 1909г.

Серов без особой охоты взялся за её портрет, но уговор есть уговор. Ольгу не отличала пунктуальность, из-за чего Серову было сложно её «поймать» и выполнить свою работу.

Он был вынужден постоянно, в полном смысле этого слова, её преследовать, вплоть до атлантического побережья!

Может быть, поэтому он изобразил её присевшей на минуту перед выходом на очередной бал?

фрагмент картины
фрагмент картины

Как-то раз, приехав из Парижа, Серов привез для княгини в подарок мартышку. Таким образом, он пытался напомнить Ольге о том, что пора бы продолжить еще год назад начатый портрет. На что та ответила:

Очень благодарю Вас за чудесную мартышку – она меня так насмешила, и я, право, очень тронута, что Вы меня вспомнили и привезли на память милую игрушку».
По приезде домой меня совсем затормошили, и прямо не было свободной минуты.
К тому же весь день в городе в таком виде, что прямо негде сидеть…

Художник Игорь Грабарь так описывал эту даму:

Она не могла стоять, ходить, сидеть без особых ужимок, подчеркивавших, что она не просто какая-нибудь рядовая аристократка, а первейшая при дворе дама.

Есть много деталей, которые дают нам намек на характер этой дамы.

Так, к примеру, эта огромная шляпа! Нет никакого сомнения, что Ольга была модницей и умела носить самые причудливые шляпы (а это сложное дело, должна вам сказать, как женщина).

Но в данном случае шляпа абсурдно огромна! Поклонники княгини ставили эту деталь в укор Серову, на что тот невозмутимо отвечал, что без неё это была бы уже не Орлова!

Он настоятельно рекомендовал Ольге не снимать шляпы, вроде бы как она составляет всю красоту портрета.

Ольга на портрете изображена во всем великолепии – соболиное манто, декольте, жемчуг на шее, лаковые туфельки.

Обратите внимание на её руку – она указывает на себя. Плюс надменный взгляд и…. нам уже ясен характер княгини Ольги!

фрагмент картины
фрагмент картины

А вот, еще штрих – «указующий перст» на картине. Серов показал только «кусочек» какой-то картины, но смысл ясен и так. Это библейский сюжет и «указующий перст» направлен вниз.

фрагмент картины
фрагмент картины

В. Я. Брюсов как-то сказал:

Портреты Серова – всегда суд над современниками…
Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени.

Княгиня был не так глупа, как о ней хотели сказать современники, и поняла все намеки Серова.

В письмах она называет свой портрет шедевром, талант мастера признан!

Ольга Константиновна не устраивала скандалы, она просто после смерти Серова в 1911 году подарила свой портрет Музею Александра III, сейчас это Русский музей в Санкт-Петербурге.

Княгиня Ольга эмигрировала из России в 1919 году. После революции 1917 года Орловы попали в Крым.

Здесь князь Владимир, муж Ольги, увлекся Елизаветой Людерс-Веймарн. В 1920 году Орловы развелись, и Владимир женился на своей возлюбленной.

Россию Орловы покинули вместе с императрицей Марией Федоровной. Княгиня Ольга жила во Франции.

Она прожила недолгую жизнь - скончалась в 1923 году, ей был 51 год.

С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой. 1918
С. Сорин. Портрет княгини Ольги Орловой. 1918

Закончить рассказ я хочу фотографией княгини Ольги. Это был костюмированный бал в 1903 году. Здесь она молодая красавица.

Но фото не дает нам представления о характере Ольги. В этом и заключается мастерство художника портретиста. Талантливого художника!

Ольга на костюмированном балу 1903 года
Ольга на костюмированном балу 1903 года

О том великолепном бале можно судить по фотографиям участников! Ольга была одной из них.

А вот, как выглядели все остальные, вы можете увидеть в этом небольшом видео:

Княгиня Ольга осталась в истории благодаря таланту Серова – такой загадочной и капризной модницей.

Фотографии мои и из интернета