Найти тему
WMN

Старичек А-10 ТандерБолт ll конкурет F-35

Очередная попытка американских ВВС высвободить бюджет отправкой на хранение части устаревших машин провалилась. Конгресс заблокировал намерения военных списать часть штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Если законопроект одобрят, американские ВВС рискуют недополучить средства на модернизацию современных самолетов.

Конгресс США получил окончательную версию законопроекта об обороне на 2021 финансовый год. Ожидается, что законопроект будет одобрен, пишут авторы Defense News, и это обстоятельство беспокоит руководство ВВС США.

Военные планировали сократить парк "Тандерболтов" на 44 машины (примерно три эскадрильи), оставив в строю 237 самолетов для задач ближней воздушной поддержки. Но в Конгрессе решили, что ни один из 281 самолетов не будет отправлен на хранение. Что примечательно, это не первая попытка американских ВВС отказаться от штурмовиков в пользу финансирования программы F-35. В 2014 году Министр ВВС США Дебора Ли Джеймс отметила, что A-10 не могут эффективно применяться в условиях применения современных средств ПВО, а отказ от них поможет сэкономить до $4 млрд в год. Тем не менее, самолету нашли "работу" на территории Сирии, и Ирака в ходе операции "Приливная волна 2".

Штурмовик A-10 был разработан в 1970-х как самолет непосредственной авиационной поддержки. "Тандерболт" предназначался для борьбы с советской бронетехникой на равнинной части Европы, но с первых дней применения A-10 подвергся критике из-за ограниченной функциональности. Уже в 1990-м Конгресс рассматривал перевод штурмовиков в состав Армии, но решение отменили после успеха входе войны в Персидском заливе. Считается, что эти самолеты уничтожили свыше 1000 единиц иракских артиллерийских орудий, и до тысячи танков.

Былые заслуги забылись в 2010-х - Конгресс и ВВС США придерживались мнения, что узкоспециализированный самолет является переизбытком прошлого, а поддержку могут обеспечить ударные дроны, и многоцелевые истребители с высокоточным оружием. Командование военно-воздушных сил также отмечало, что "Бородавочник" уязвим для современных средств ПВО.

В 2015 году ВВС США запланировали поэтапный перевод задач авиационной поддержки на истребители F-16 и F-15E, которые в дальнейшем на этой роли заменит F-35. Более того, компания Boeing начала планирование продажи парка A-10 иностранным клиентам. Но ВВС США снова изменило свое мнение - в январе 2016 года было объявлено о заморозке планов по отказу от "Тандерболтов". Это решение было продиктовано переоценкой способностей по производству F-35, и успешным применением A-10 в контртеррористических операциях в Ираке и Сирии.

При виде данной картинки в голове сразу же возник звук.........
При виде данной картинки в голове сразу же возник звук.........

Есть ли смысл?

Сторонники использования "классических" A-10 в американских ВВС отмечают, что бронирование и вооружение "Тандерболта" превосходит таковое на F-35. В 2012 году военные эксперты пришли к выводу, что F-35 не сможет выполнить такое количество боевых вылетов как A-10 - из-за сложности и дороговизны технического обслуживания.

Кроме того, ВВС США использует A-10 в поисково-спасательных миссиях для сопровождения вертолетов в опасных зонах. Здесь низкая скорость и разнообразный арсенал "Бородавочника" являются преимуществом, а бронирование позволяет с меньшим риском обеспечивать ситуативное прикрытие на минимальной высоте.

В интервью журналу "National Defense Magazine" бывший пилот "Тандерболта" отметил, что 30-мм пушка самолета является неуязвимой для средств радиоэлектронной борьбы, которые могут исключить применение высокоточных бомб и ракет. При этом, F-35 обладает современными датчиками, которые несовместимы с "Тандерболтом" - это может компенсировать недостаток живучести. Более того, дальность штурмовика значительно уступает истребителям.

Важно заметить, что преимущества "Бородавочника" в защищенности и дешевизне возможно реализовать только при недостатке современных средств ПВО у противника. Это доказывают успехи A-10, который был наиболее результативным в Ираке, Афганистане, и Сирии - в условиях воздушного превосходства. Иначе говоря, сегодня штурмовик Холодной войны превратился в "антитеррористический самолет", а его первоначальные задачи переложили на истребители.

Так, с 2001 года 80% задач непосредственной авиационной поддержки ВВС США выполняли посредством многофункциональных самолетов. А если учесть, что самому новому Thunderbolt II исполнилось 36 лет, то вопрос отказа можно предоставить времени, которое когда-то отправит "Бородавочников" на пенсию