Найти тему

Размышляла на днях об образовании

Размышляла на днях об образовании. Вот, например, самый любимый урок в школе был «литература». Почему? Во-первых, у меня был пиздатый препод - настоящая, молодая, еще не задолбанная подростками живая душа.
Во-вторых, одна из немногих дисциплин, где ты непосредственно щупаешь предмет руками (или душой?).

Берешь книжку, читаешь, чувствуешь, думаешь. Есть конечно циничное препарирование в виде ответов на вопросы, разложение на жанры, кульминации, цветовую гамму, «что хотел сказать автор?» и тп. Но это костыли, суть оставалась неизменной - открываешь «Войну и Мир» и херачешь через четыре тома до мушек перед глазами.

Вот я прочитала биографию Екатерины Великой - и сколько у меня, далекой от истории, восторга. Я из одной книги узнала больше, чем из всей школьной программы по истории России. А почему? Потому что биографию написали раскатисто, с душой - и про пир, и про мир. А что в учебнике было? Сухая мертвая выжимка из имен, дат и чертовщины терминологии.

Мне кажется, что давно уже нельзя считать, что школьное образование даст кругозор и по чуть-чуть от каждого пирога. Астрономия и ОБЖ сожрали кусок времени, когда я могла бы углубить навыки в языках, а не слушать бессвязный бред отставного вояки про противогазы. Физику мы «проходили» делая конспект учебника (включил аниме и переписываешь бездумно параграф, почерк совершенствуешь).

Такой кругозор в современном мире нахуй никому не сдался. Это намного больше симуляция и имитация, чем кругозор. Эрудиция - ничто, а вот скилл погуглить - is the new black. Я сама тащусь от людей, которые перечислят правителей Месопотамии, напишут формулу полураспада радия, прочтут Йейтса по памяти в оригинале и в беседе легко перейдут с французского на древнегреческий. Но это не больше, чем вензель. Абстрактная конвенциональная красота. А на деле?

Вот в институте я диплом писала - составляя основу словаря пиктограмм, из которых развилась древнекитайская иероглифика. Нахуя? Какой КПД этой работы? Я чем-то кому-то помогла? Почесала собственное ЧСЗ тем, что копаюсь в теме, к которой доступ (да и интерес) у пары десятков людей на планете.

То есть я все равно за разностороннее образование. Но такое, чтобы было больше времени учить или заниматься тем, что нравилось и получалось. Иметь возможность выбирать. Чтобы развивали не только знание географических координат Оймякона, но и творческий потенциал (и не два часа в неделю на ИЗО), а еще спортивный (и не прыгать сука через козла, вы хоть раз прыгали в жизни через козла, который не был бы вашим бывшим?!?).

Когда о моем будущем задумывались мои родители - в их парадигме опыте знание ин.языка было уже достаточной профессией. Что я вижу в своей реальности? Язык - чаще всего уже просто необходимый аппендикс. Теперь ты должен как быть спецом в отросли/области/нише, так и владеть хотя бы одним языком. А что будет в реальности моих детей? Там, видимо, нужно накинуть сверху язык программирования - как минимум.

Потому что мы не только наблюдаем скачок роста населения земли (я писала о его связи с качеством питания), но и развитие технологий, когда роботы (алгоритмы, программы) замещают рабочие места (роботу не нужна страховка, отгул и отпуск - иногда легче вложиться в оптимизацию и разработать программу-робота, чем держать штат с больничными, декретами и коммуникационными фейлами). Исчезли кондукторы из каждого троллейбуса, в «Перекрестке» ты сам себе пробьешь хлеб и оплатишь бесконтактно, и тп.

Энциклопедические знания, кажется мне, уже не делают тебя конкурентноспособным. Классическое образование отстает от реального рынка труда на пару десятков лет. А еще через Н лет у нас будет перенаселенная ожиревшая планета с дефицитом рабочих мест, в реальности которой надо будет как-то жить.