Найти тему

"Животные суды" в эпоху Средневековья

Оглавление

Эпоха Средневековья была тёмным временем в Европе: тотальная власть церкви, постоянные войны феодалов и постоянный страх за свою жизнь. Мыши могли съесть зерно в амбаре, оставив голодать людей, даже соседская корова могла убить рогами или ударом копыта, лошадь — сбросить или лягнуть хозяина. Соответственно, в голове у средневекового обывателя зрел вопрос: "Не имеют ли зло и разрушение равную, а то и большую силу, чем божественный закон?" А так как светская власть является продолжением власти божественной, то при взгляде с данной точки зрения, неудивительно, что в Средние века была распространена практика суда над животными, просуществовавшая вплоть XVIII века.

Характер судебных процессов

Суд не был просто показательной местью: дела велись в строгом соответствии с юридическими нормами, точно так же, как если бы на скамье подсудимых сидел человек. Проводилось следствие, опрашивались свидетели, обвиняемому за общественный счёт предоставлялся адвокат, соблюдались все предписанные законом процедуры. В некоторых случаях животное могли пытать, но на тех же основаниях, что и подозреваемого человека.

Однако, не следует делать вывод, что животные считались равными человеку. Животных, не нарушающих общественное спокойствие, с лёгкостью забивали на мясо, а крыс или насекомых-вредителей убивали без всяких юридических процедур. Суд был скорее обрядом, психотерапевтическим актом по восстановлению веры в порядок.

Подсудимый совершает побег во время исполнения приговора
Подсудимый совершает побег во время исполнения приговора

В основном все гражданские процессы над животными заканчивались одним приговором: переселить негодников в другие места. Так, в 1713 году в бразильском монастыре термиты подточили деревянные сваи, прогрызли ларь и стащили всю муку. Приговор о переселении жучков был, а толку нет.

Суды иной раз выносили и другие решения, например, животных отлучали от церкви. Подобное происходило не раз с насекомыми, докучавшими церковникам. Наиболее занимательные прецеденты ждут вас далее.

Многим животным доставалось на орехи. От руки закона никто не уходил безнаказанным
Многим животным доставалось на орехи. От руки закона никто не уходил безнаказанным

Свиньи-людоеды

В 1386 году в городе Фалез в Нормандии свинья зашла в незапертую хижину и убила оставленного без присмотра младенца, обглодав ему лицо и руку. Подозреваемую задержали. Суд исследовал обстоятельства преступления и опросил свидетелей. Назначенному адвокату не удалось ни опровергнуть её причастность, ни найти смягчающие обстоятельства — свинья не волк, которому необходимо убивать для пропитания. Вина свиньи была доказана, по принципу «око за око» ей отрубили часть рыла и переднюю лапу, после чего одели в человеческую одежду и маску и повесили на рыночной площади на обозрение толпы.

Все несут ответ за свои поступки
Все несут ответ за свои поступки

В 1457 в Савиньи слушалось дело об убийстве пятилетнего Жана Мартена. В качестве обвиняемых выступили свиноматка и её шестеро молочных поросят. Свинью суд счёл виновной — ее казнили, повесив за задние ноги на кривом дереве. Поросят, хотя на них и были найдены следы крови, оправдали за недостаточностью улик. Тем не менее «в связи с их малолетством и разлагающим влиянием матери» судья посчитал, что им необходим особый надзор. Поскольку хозяин поросят не рискнул гарантировать их поведение в будущем, визжащие и хрюкающие «дети из неблагополучной семьи» были переданы под опеку местного женского монастыря.

Ответчик явно недоволен налагаемыми на него обвинениями
Ответчик явно недоволен налагаемыми на него обвинениями

Безнравственное поведение

В 1750 году во Франции перед судом по обвинению в грехопадении предстал некий Жак Феррон и его ослица. Обвиняемые были пойманы с поличным за актом распутства и обоих ждала верная смерть. Защита заявила, что животное принимало участие в развлечениях хозяина помимо воли и является жертвой насилия, а не соучастницей преступления. Решающую роль сыграли показания местного приходского священника, заявившего, что он знает ослицу уже четыре года, и она всегда показывала себя образцом христианской добродетели, кротости и послушания. Ослица была оправдана, насильника повесели.

Как можно заметить, образцом христианской добродетели выступали не только люди
Как можно заметить, образцом христианской добродетели выступали не только люди

Несчастные кошки

Как ни странно, больше всего в Средневековье доставалось кошкам. Они, ведущие ночной образ жизни, звонко мяукающие со светящимися глаза, как нельзя лучше, подходили под роль приспешников дьявола. Расправу над этими четвероногими вершили все, кому не лень: церковь, суды, толпа. В разных частях Европы устраивались массовые празднества с массовыми казнями кошек. Животных ловили, а затем сбрасывали с самых высоких колоколен.

Приговор приведён в исполнение
Приговор приведён в исполнение

К XIV веку популяция кошек достигла критической отметки, и они уже не могли справляться с крысами. Это повлекло за собой эпидемию бубонной чумы, которая уничтожила почти половину населения Европы. О кошках на время забыли, и они снова смогли расплодиться и уменьшить количество крыс. Только чума отступала, как вновь горожане принимались отлавливать «дьявольское отродье».

Kattenfestival - фестиваль в городе Ипр, Бельгия. Котов сбрасывают до сих пор. Правда игрушечных
Kattenfestival - фестиваль в городе Ипр, Бельгия. Котов сбрасывают до сих пор. Правда игрушечных

Благодарим Вас за уделённое время. Подписывайтесь на наш канал и помните: "Будущее — это отражение прошлого."