Да-да, и башни принимают участи в конкурсах красоты! Некоторые, естественно, побеждают. Например, в 2017 году первое место завоевал Фанад Хед, которому как раз исполнилось 200 лет!
А постройка башни была вызвана печальными событиями. В 1811 году у входа в естественную гавань Лох Суилли погиб фрегат Королевского Британского флота «Салдан». На борту находились 253 человека, никто не смог спастись…
Башню проектировал Джордж Хелпин, один из самых талантливых архитекторов того времени. И уже через 6 лет Фанад Хед дал свой первый огонь. Система освещения состояла из 9 масляных ламп. Луч белого света подавался в гавань Лох Суилли, красного – в море. Дальность сигнала была приличная: 14 морских миль, или 26 километров.
Позже строение реконструировали: башня подросла, вокруг появились коттеджи для смотрителей с семьями. Жилые помещения соединили с маяком крытыми переходами. Усовершенствовали и собственно сигнал. Теперь его подавали керосиновые лампы, а в качестве отражателя стала работать линза Френеля 2 второго разряда.
Освещение претерпело изменения и в 1909 году. Неподвижная диоптрическая линза Френеля уступила место вращающейся, 3 разряда. Конструкцию приводил в действие часовой механизм. Не поверите, но установленная оптика проработала до 1975 года!
Обслуживали Фанад Хед главный смотритель и его помощник. Они с семьями проживали при башне постоянно, но на зимний период команда укомплектовывалась еще одним помощником. Ему отводилось помещение позади башни. Бывало, что никого не присылали, тогда временного служителя выбирали из местных жителей. Часто постоянные смотрители контролировали (на общественных началах) побережье.
Дети служителей каждый день ходили в школу в селении Баллимайкл, которая находилась за 1,5 км от Фанад Хед. Преподавали там исключительно на ирландском языке, поэтому ребятам, приехавшим с семьями из других районов Королевства, было непросто. Но языковые трудности успешно преодолевались, и переселенцы становились частью общины.
В 1917 году в окрестностях бухты Лох Суилли подорвался на минах и затонул пароход «Лаурентик». Корабль погрузился на дно очень быстро, погибли более 300 человек. А еще утонул секретный груз: 3211 золотых слитка, сегодняшняя стоимость которых 410 000 000 евро. Почти все удалось поднять на поверхность, кроме 22 кусков драгоценного металла. Некоторые туристы специально приезжают на Фанад Хед, чтобы понырять в месте катастрофы и попытаться найти утерянные сокровища.
Башня служит мореплавателям до сих пор. Ее высота 22 метра, а поднимается строение над морем на 39 метров. Сигнал представляет собой группу из 5 вспышек, повторяющиеся каждые 20 секунд. Свет, по-прежнему, белый - в сторону Лох Суилли, красный – в сторону моря. Максимальная дальность составляет 18 морских миль (33 километра). Но сегодня Фанад Хед полностью электрифицирован и автоматизирован.
Туристы, приехавшие на полуостров Фанад, могут не только осмотреть действующую башню. Гостям предлагается снять один из трех коттеджей, где когда-то проживали главный смотритель с помощниками. Здания отремонтированы, пребывание в них комфортно. А виды из окошек на удивительную бухту, созданную древним ледником, холмы Фанад и сам маяк оставят впечатления на всю жизнь!
#маяк #смотритель маяка #смотритель маяк #смотритель #вакансия маяк #музей маяков #музей маячной службы