Храм состоит из трех частей: алтарь, собственно храм, или четверик, и притвор (он есть не во всех храмах). Здание храма венчает купол с крестом. Рядом с церковью находится колокольня. Часто она примыкает непосредственно к храму, составляя с ним единое архитектурное целое.
1. Алтарь,
2. Четверик,
3. Притвор,
4. Иконостас,
5. Престол,
6. Жертвенник,
7. Горнее место,
8. Ризница,
9. Солея,
10. Амвон,
11. Клиросы
Алтарь
Алтарь символизирует Царство Небесное. Слово «алтарь» латинского происхождения и означает «возвышенный жертвенник». В первые века христиане устраивали алтари на гробницах мучеников и отгораживали эту часть храма. Со временем эта перегородка превратилась в иконостас. В наше время в центре алтаря вместо гробницы стоит святой престол, на котором лежит антиминс с зашитыми в нем частицами мощей святых мучеников. Антиминс заворачивается в красный плат, который называется илитоном. Помимо антиминса, на престоле располагаются Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница в виде маленькой церкви, в которой находятся запасные Святые Дары для Причащения больных на дому, дароносица, в которой священник носит Святые Дары. За престолом располагается семисвечник. Также за престолом находятся запрестольный крест и запрестольное изображение Божией Матери.
За семисвечником, на возвышении, стоит кресло для епископа, знаменующее трон, на котором невидимо восседает Сам Господь Вседержитель. Именуется это горним местом. В левой части алтаря расположен жертвенник.
Святость алтаря настолько велика, что в древности вход в него был запрещен всем мирянам. Сейчас это правило несколько изменилось, и в алтарь могут входить мужчины, но для этого нужно иметь благословение настоятеля. Женщинам входить в алтарь запрещено. Исключение иногда делается для монахинь пожилого возраста.
Находясь в храме, по возможности старайтесь не поворачиваться спиной к престолу. Если вы переходите из одной части храма в другую и пересекаете линию алтаря, то необходимо осенить себя крестным знамением и поклониться в сторону престола.
Храм
В отличие от алтаря, который посвящен Царству Небесному, средняя часть храма символизирует собой мир людей, тварный мир. Здесь располагаются молящиеся. В древней Церкви был обычай мужчинам стоять справа, а женщинам – слева от входа. Это правило сохраняется до сих пор во многих монастырях. В приходских же храмах никаких особых правил кому и как становиться не существует. Человек просто встает там, где ему нравится.
Иконостас
«Иконостас, – пишет священник Павел Флоренский, – есть граница между миром видимым и миром невидимым».
В своей классической форме иконостас состоит из пяти рядов икон, увенчанных крестом.
Верхний ряд – праотеческий, в лице ветхозаветных праотцов представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея. В центре этого яруса изображается Святая Троица – явление Аврааму у дуба Мамврийского.
Ниже – пророческий ряд, представляющий ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков. В центре ряда помещается изображение Богородицы «Знамение» с Богомладенцем во чреве – предмет предсказаний и чаяний пророков.
Следующий ярус – праздничный. Здесь расположены иконы двенадцати главных православных праздников, так называемых «двунадесятых».
Ниже располагается ряд иконостаса, который называют деисисным. Это изображение Божией Матери, Иоанна Крестителя, архангелов, апостолов, святителей, мучеников, которые молитвенно обращены к центральному образу Христа Спасителя. Этот ряд является центральной и главной частью иконостаса. Основная его тема – моление всей полноты Церкви о мире и спасении.
Самый нижний ряд – местный. Он называется так потому, что в нем есть местная (храмовая) икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого построен храм. В середине местного ряда находятся Царские врата. Обычно на них изображают иконы евангелистов и Благовещения. По обеим сторонам от Царских врат помещаются иконы Спасителя и, налево от молящихся, Богоматери с Младенцем.
Слева и справа от Царских врат находятся соответственно северные и южные врата. На них принято изображать архангелов или святых архидиаконов, так как чаще всего ими пользуются диаконы, и они иногда так и называются – «диаконские» врата.
Небольшое возвышение перед иконостасом называется солеей; ее средняя часть, выступающая полукругом напротив Царских врат, называется амвоном. Справа и слева от алтаря находятся клиросы – традиционные места для хора.
Притвор
Так называется часть храма, предшествующая четверику, или собственно храму. Во многих современных храмах в притворе продается церковная утварь, религиозная литература, крестики, свечи и прочее. Здесь же можно подать записки о здравии и об упокоении, заказать молебны, панихиды, получить просфоры. Это небольшой кусочек освященного пшеничного квасного хлеба, выпеченный в особой форме без каких-либо добавок, кроме соли. На верхней части просфоры отпечатывается крест и начальные буквы имени Спасителя: «IC ХС», а также греческое слово «NIKA». Все вместе переводится: «Иисус Христос побеждает». Существует традиция: утром, натощак, съесть маленький кусочек просфоры и выпить глоток крещенской воды. Эту воду верующие берут в церкви в праздник Крещения и хранят дома в течение всего года. Так благочестивые христиане, помолившись и потребив освященную еду и питье, начинают новый день.
Колокольня
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Они помещаются на особой башне, которую называют колокольней, или звонницей. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
– созывать верующих к богослужению. Звон одного колокола, звучащий перед началом службы, называется благовест;
– возвещать о совершении особо важных частей богослужения. Так, во время Литургии при совершении Таинства Евхаристии бьют в колокол;
– звон свидетельствует об особо торжественных или скорбных событиях богослужебной жизни, например радостный Пасхальный трезвон или траурный погребальный звон.
Есть благочестивый обычай: услышав колокольный звон, осенить себя крестным знамением.